Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Приговор по делу ЮКОСа: Возврат к старым рецептам

Неосознанная экономическая проблема России - государство

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Жестокий приговор, вынесенный олигарху России Михаилу Ходорковскому, не позволит порвать с сомнительными манерами поведения, имевшими место в дикие девяностые годы. Вместо этого вновь укореняется старое, разрушительное правило, согласно которому, успеха в России добивается тот, кто покупает милость царя

Жестокий приговор, вынесенный прежде образцовому олигарху России Михаилу Ходорковскому, не позволит порвать с сомнительными манерами поведения, имевшими место в дикие девяностые годы. Вместо этого вновь укореняется старое, разрушительное правило, согласно которому, успеха в России добивается тот, кто покупает милость царя. В России, верящей в государственность, отсутствует понимание того, что самой большой экономической проблемой является ее государство.

В прошедший вторник с вынесением приговора Михаилу Ходорковскому, являвшемуся еще два года назад самым богатым человеком России, и его соратнику Платону Лебедеву - оба приговорены к девяти годам содержания в колонии - временно завершен (показательный) процесс, который вряд ли приведет к отказу от сомнительной деловой практики девяностых годов. Он является лишь ударом по реализации в России рыночных экономических законов.

Недобросовестная деловая практика

При этом на первый взгляд, кое-что говорило в пользу государственной аргументации, согласно которой, честное расследование должно помочь в борьбе с экономическими преступлениями. Якобы имевший место обман, незаконное получение налоговых льгот, уклонение от уплаты налогов в больших размерах или неподчинение судебным решениям с целью обеспечения своему концерну преимуществ - являлись правонарушениями, подлежащими и на Западе строгому расследованию и наказанию. Неоспоримым является также факт, что в России широко распространено мнение, будто уплата налогов - это пустая трата денег, поэтому делается все, чтобы их не платить.

Наконец, нельзя отрицать, что нынешние олигархи России в прошлом десятилетии слишком быстро и очень разбогатели. Для этого они с полного согласия государственных органов и их функционеров использовали часто методы, вряд ли позволительные на Западе. Среди них, во-первых, правила поведения, согласно которым, нарушение духа и буквы законов является несомненным джентльменским поступком; главное, чтобы отвечало форме. Во-вторых, многие российские предприниматели использовали - и, судя по всему, используют часто до сих пор - продажность органов правосудия. В-третьих, к мудростям диких девяностых годов, корни которых, видимо, уходят глубоко в дореволюционный период российской истории, - относится представление, будто большой экономический успех гарантирован тому, кто демонстрирует лояльность к политическим властям. При этом государственные функционеры обеспечивают предпринимателям за хорошие деньги монопольное положение, которое те затем обращают его в деньги.

Процесс подает не тот сигнал

Российское население не могло не видеть этой недобросовестной деловой практики. Поэтому многие россияне связывают экономический успех с мошенничеством и рыночной экономикой, с успехом отдельных лиц за счет всего общества. Соответственно приговор, вынесенный все еще самому богатому олигарху, находит в России поддержку. Даже в зарубежных экономических кругах выдвигается аргумент, что, мол, приговор подает желанный сигнал. Он, дескать, требует отказа от старой недобросовестной практики и вынуждает олигархов платить налоги и признать новые правила, отвечающие западным представлениям.

К сожалению, все признаки после завершения процесса против Ходорковского говорят в пользу того, что приговор вызовет обратное. Кремль в глазах россиян продемонстрировал судебным вердиктом, прежде всего то, что сам он способен и настроен на то, чтобы уничтожить самого успешного предпринимателя и его концерн, который, в свою очередь, считался, пожалуй, самым современным и 'западным'. В ходе процесса против Ходорковского и его концерна ЮКОС без всякого труда по-новому толковались законы и предписания, что не имело каких-либо последствий для всех остальных. Государственные органы пытались создавать впечатление, будто речь при этом идет о единичном случае. Уже по этой причине приговор Ходорковскому взывает не к большей справедливости, он является свидетельством возврата к государственному произволу. Приводит не к упрочению принципов правового государства, а продолжает подрывать доверие к российскому правовому государству. К тому же за решеткой на долгие годы окажется именно тот олигарх, который активнее других выступал за отказ от старой практики и за применение западных экономических стандартов, понимая, что это увеличивает капитализацию его предприятия. Ходорковский и его концерн платили в последние годы больше налогов, чем в среднем по отрасли другие, поддерживали частные социальные учреждения, открыто критиковали коррупцию.

Приговор Ходорковскому и его соратнику дает как раз ложный сигнал, о чем недавно говорил на страницах этой газеты экономический советник российского президента. Приговор показывает, что транспарентность уязвима, наказанию подвергаются западные представления о недобросовестных отношениях между экономикой, государством и зависимым правосудием. Одновременно он вводит старые правила, согласно которым, успеха в России добивается лишь тот, кто проявляет верность зачастую непредсказуемым царям и функционерам коррумпированного государства. Фактический переход основной структуры концерна ЮКОС в руки государственного концерна 'Роснефть' и, таким образом, - под контроль нескольких, посаженных там кремлевских функционеров, ясно показывает, что в действиях против Ходорковского речь идет не только о политическом противостоянии, но и о вполне конкретных экономических интересах.

Сокрушающая вера в государство

События последних месяцев продемонстрировали сокрушающую веру политиков и населения России в государство. Дикая приватизация в России в девяностые годы была результатом тайного соглашения между политиками и российскими предпринимателями о том, чтобы приватизированные предприятия в результате сомнительных сделок не попали в руки иностранцев. У новых российских 'капиталистов' в то время не оказалось под рукой средств, чтобы открыто конкурировать с зарубежными компаниями. Благодаря распространенному взяточничеству, на этом быстро разбогатели столько же государственных функционеров, сколько и российских предпринимателей. Эта политика поставила барьер на пути той срочно необходимой технологической помощи, которую могли бы оказать иностранные собственники, но она помогла реструктуризации большей части российской экономики. Однако государственных функционеров в ходе расследования этого процесса к ответу пока не призывали. И вместо того, чтобы повышать свою конкурентоспособность на международном рынке Кремль усиливает свое влияние на сырьевой сектор и продолжает ограничивать доступ иностранных конкурентов.

Тень царя

Новая старая тенденция, связанная с девизом: 'больше государства', - и поддерживаемая политиками и функционерами, имеющими от этого выгоду, очевидна. Государственные и полугосударственные концерны России явно менее эффективны, чем их частные конкуренты. Они с готовностью следуют указаниям и просьбам из Кремля даже в том случае, когда это идет вразрез с экономическими расчетами предприятия, и эти предприятия - любимый работодатель для сыновей и дочерей министров, родственников и друзей функционеров. Однако, видится проблематичным, чтобы российское население, в последние годы, судя по всему, снова поверившее в государство и дезинформированное средствами массовой информации, подконтрольными Кремлю, так легко дало такую свободу действий своим чиновникам и политикам. Нет понимания того, что самой большой экономической проблемой России является ее государство. Оно слишком сильное и слишком слабое одновременно, Слишком сильное потому, что оно, будучи вездесущим, может по своему усмотрению разрушать такие концерны, как ЮКОС, и на долгие годы сажать за решетку таких предпринимателей, как Ходороковский, пока они услужливо не отдадут дань его функционерам. Оно слишком слабое, так как российскому государству недостает независимых институтов, в которые можно было бы верить, и которые, независимо от партийной принадлежности, способны добиваться соблюдения таких правил, как благоразумная налоговая мораль или соблюдение духа и буквы законов и договоров.

Процесс против Ходорковского является иллюстрацией того, как государство России служит интересам не общества, а сомнительных лиц из окружения 'царя'. Создается впечатление, что и политики, и население все еще не осознали, какая вина лежит на вере в государство и в план за то, что Россия безнадежно упустила момент для экономического присоединения к Западу. Поэтому возврат к старым рецептам, выражением чего являются действия против ЮКОСа и Ходорковского, не способствует, как это надеялись, сведению счетов с прошлым. Он ведет к экономической стагнации и упадку.

__________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Вердикт России ("The Washington Post", США)

Ходорковский осужден, Россия виновна ("The International Herald Tribune", США)

Гарри Каспаров: Владимир Путин, московский дружок Джорджа Буша-младшего ("The Wall Street Journal", США)

Вина, раскаяние и бизнес ("Die Zeit", Германия)

Двойственный приговор ("The Guardian", Великобритания)

Виктор Ерофеев: Шоу по-русски. Кто автор? ("The International Herald Tribune", США)

Показательный процесс, вызывающий воспоминания о старых недобрых днях в России ("The Independent", Великобритания)

Борис Акунин: 'В России невозможно заставить уважать свои права' ("Le Figaro", Франция)

После объявления приговора Ходорковскому ("Inforadio", Германия)

'Собственность без прав' ("Die Welt", Германия)

Акула становится мучеником ("Liberation", Франция)

Приговор Ходорковскому: ЕС молчит, США - кричит ("El Pais", Испания)

Решение по делу Ходорковского вызывает тревогу ("The Jerusalem Post", Израиль)

Произвол ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

Кремлевская юстиция ("Handelsblatt", Германия)

Акт произвола ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)

Ходорковский проигрывает бой ("La Vanguardia", Испания)

Олигархи падают с вершины: Путин переворачивает 'пирамиду власти' ("The Financial Times", Великобритания)

Удар по гражданскому обществу ("ARD", Германия)

Бесправные ("Frankfurter Rundschau", Германия)

Беспощадный приговор ("Liberation", Франция)

Олигарх усмирен ("The Financial Times", Великобритания)

Здесь суд, здесь советским духом пахнет ("The Washington Post", США)

Басманное правосудие ("The Wall Street Journal", США)

Российскому олигарху дали девять лет тюрьмы ("The Guardian", Великобритания)