Суд над Михаилом Ходорковским - картинка в первую очередь из русской, не еврейской, жизни. И на кону стоит российская, не еврейская, свобода.
Поэтому, вероятно, те жители России, кто вышел на демонстрации протеста против этого суда, пеклись не столько о еврейском аспекте дела Ходорковского, сколько о более серьезных последствиях для всего российского общества.
Международные правозащитные организации громко указывали на непрозрачность судебной системы, проявленную в ходе этого дела, практически вслух обвиняя правительство президента Владимира Путина в манипуляции судом с целю избавиться от политического противника. В независимых российских газетах также чувствуется озабоченность многих журналистов и ученых тем, что Россия скатывается обратно к полицейскому государству. И претензии к власти относительно преследования так называемых олигархов предъявляются не потому, что режим преследует евреев, а потому, что он разрушает независимый бизнес, перекрывает финансовые потоки политической оппозиции и пытается испугать народ в целом.
Таким образом, в соревновании мотивов, которыми руководствуется власть, организуя это преследование, антисемитизм занимает лишь третье место с большим отрывом от первых двух - стремлением заткнуть рот политическим противникам и фактически национализировать сверхбогатую компанию, каковой был "ЮКОС" при Ходорковском.
И все же нельзя отрицать, что почти все, кто попал в черный список путинского режима - евреи. При том, что антисемитизм в России становится более заметным и более открытым, от организованной еврейской общины в стране можно было бы ожидать, что она будет требовать от правительства разобраться с антиеврейским аспектом 'войны с олигархами'. Однако она этого не сделала.
И произошло это - по крайней мере, отчасти - потому, что в России организованной еврейской общиной (если это вообще можно назвать организованной еврейской общиной) управляет 'Хабад' (Chabad-Lubavitch, "Хабад-Любавич", международная еврейская организация - прим. перев.)
Как рассказали "Jerusalem Post" эмиссары 'Хабада' на территории бывшего Советского Союза, организацию охотно приняли после распада империи, но лишь при том условии, если она будет заниматься не столько политикой, сколько вопросами еврейской культуры и образования. Так и получилось. По всей России и в странах бывшего Советского Союза учреждения 'Хабада' смогли добиться существенного оживления деятельности еврейских общин - при этом практически ни по каким вопросам не сталкиваясь с властями стран пребывания.
Главный раввин России Берл Лазар, тоже эмиссар 'Хабада' - на самом деле назначенец Кремля, которого поставили на этот пост как раз для того, чтобы его устами заглушать голос более решительных и политически активных лидеров конкурирующих еврейских организаций. Лазар не очень охотно говорит на политические темы, и, хотя пользуется довольно серьезным вниманием российской власти, использует возможность встреч с руководством страны, как правило, лишь для того, чтобы ставить вопрос об усилении борьбы с антисемитизмом.
Обеспокоенность тем, что российским евреям может угрожать опасность из-за того, что олигархи по происхождению евреи, существует, однако масштаб ее незначителен. В главных средствах массовой информации довольно трудно найти упоминание о том, что происхождение Ходорковского (строго говоря, его и нельзя считать каноническим евреем, поскольку еврей лишь его отец) оказывает серьезное влияние на его дело, или о том, что еврейское происхождение - общая черта всех олигархов.
А сами олигархи все, за исключением, понятно, Ходорковского, уже покинули страну: Владимир Гусинский живет в Испании, Борис Березовский - в Лондоне, Леонид Невзлин и его партнеры Михаил Брудно и Владимир Дубов - в Израиле. Ни один из них, скорее всего, не вернется в Россию, и ни одна из принимающих их у себя стран не верит в то, что выдвинутые против них Путиным обвинения действительно чего-то стоят. Все эти люди потеряли деньги и свободу не потому, что были евреями, а потому, что имели крупный бизнес и поддерживали антипутинские оппозиционные движения.
В марте Невзлин в интервью Post рассказал, что несколько лет назад Путин собрал у себя всех крупнейших российских бизнесменов и сказал: если хотите сохранить свои деньги, держите их подальше от политики. Многие эту угрозу проигнорировали... Лишь Роман Абрамович, решивший поиграть в дружбу с властью, напротив, только увеличил свое состояние до таких размеров, что даже приобрел в Англии футбольный клуб 'Челси'. Итак, на настоящий момент Путин побеждает.
Однако дело Ходорковского придало дополнительной активности его противникам, как внутри страны, так и за ее пределами - по всему миру. Депутаты американского конгресса Джозеф Либерман (Joseph Lieberman) из Сената и Том Лантос (Tom Lantos) из Палаты представителей, оба евреи, даже выдвинули инициативу наказать Россию по дипломатической линии за ее движение к более централизованной и авторитарной власти. Внутри России уже тоже раздаются голоса тех, кто ждет народного восстания, которое свергло бы Путина и его сторонников.
Моше Кантор (Moshe Kantor), богатый российский предприниматель еврейского происхождения (Вячеслав Кантор - прим. перев.), известный своей лояльностью Путину, пытается улучшить имидж евреев в России, подчеркивая их вклад в искусство, литературу, науку и медицину. Конечно, вклад евреев в политику не будет смотреться так же хорошо, но, если борьба нескольких еврейских капиталистов в конце концов приведет к падению Путина и приходу в Россию эры свободы, 'еврейский вопрос' в деле Ходорковского может неожиданно обернуться большим восклицательным знаком.
__________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Приговор по делу ЮКОСа: Возврат к старым рецептам ("Neue Zuercher Zeitung", Швейцария)
Вердикт России ("The Washington Post", США)
Ходорковский осужден, Россия виновна ("The International Herald Tribune", США)
Гарри Каспаров: Владимир Путин, московский дружок Джорджа Буша-младшего ("The Wall Street Journal", США)
Вина, раскаяние и бизнес ("Die Zeit", Германия)
Двойственный приговор ("The Guardian", Великобритания)
Виктор Ерофеев: Шоу по-русски. Кто автор? ("The International Herald Tribune", США)
Показательный процесс, вызывающий воспоминания о старых недобрых днях в России ("The Independent", Великобритания)
Борис Акунин: 'В России невозможно заставить уважать свои права' ("Le Figaro", Франция)
После объявления приговора Ходорковскому ("Inforadio", Германия)
'Собственность без прав' ("Die Welt", Германия)
Акула становится мучеником ("Liberation", Франция)
Приговор Ходорковскому: ЕС молчит, США - кричит ("El Pais", Испания)
Решение по делу Ходорковского вызывает тревогу ("The Jerusalem Post", Израиль)
Произвол ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Кремлевская юстиция ("Handelsblatt", Германия)
Акт произвола ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)
Ходорковский проигрывает бой ("La Vanguardia", Испания)
Олигархи падают с вершины: Путин переворачивает 'пирамиду власти' ("The Financial Times", Великобритания)
Удар по гражданскому обществу ("ARD", Германия)
Бесправные ("Frankfurter Rundschau", Германия)
Беспощадный приговор ("Liberation", Франция)
Олигарх усмирен ("The Financial Times", Великобритания)
Здесь суд, здесь советским духом пахнет ("The Washington Post", США)
Басманное правосудие ("The Wall Street Journal", США)
Российскому олигарху дали девять лет тюрьмы ("The Guardian", Великобритания)