Заместитель министра иностранных дел Японии Сетаро Яти решил подлить масла в огонь, словно отношения между Японией и Южной Кореей и без того не были достаточно непростыми. Он допустил удивительную оплошность на встрече с приехавшей в Токио Национальной ассамблеей Южной Кореи, заявив делегации, что хотя США делится большим количеством разведывательной информации с Японией, Токио в свою очередь не может передавать эти сведения Корее, поскольку Вашингтона не доверяет полностью Сеулу.
Данное замечание было крайне неосмотрительным не только потому, что сыграло на руку президенту Южной Кореи Но Му Хену, пророчащему 'дипломатическую войну' с Японией, но и потому, что выявило чрезмерную самонадеянность некоторых официальных кругов Японии касательно тесного сотрудничества с Соединенными Штатами. Но как бы ни было распространено такое мнение, глупо надеяться, что хорошие времена в союзнических отношениях Японии и США будут длиться вечно, и бравировать этими отношениями перед другими союзниками. Возможно, это лишь вопрос времени, когда Вашингтон перестанет беречь Японию как зеницу ока.
Вклад Японии в союз с США, включая участие в антитеррористической кампании и восстановлении Ирака, помог создать многообещающий прецедент для будущего двустороннего сотрудничества и получить признание Вашингтоном Японии как надежного союзника.
Но при этом важно не забывать о контексте, в котором было предпринято большинство этих мер, т.е. это был чрезвычайный ответ на кризисную ситуацию, когда важно было не упустить время, а затянутые политические дебаты бросили бы тень сомнений на японо-американский союз. Именно при таких обстоятельствах премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми настоял на отправке частей сил самообороны Японии в Ирак в декабре 2003 года и пренебрег потенциально более серьезными дебатами в японском парламенте по конституционным ограничениям, связанным с обеспечением коллективной безопасности.
Однако, не похоже, чтобы следующая фаза японо-американских союзнических отношений будет скалдываться за счет ответной реакции на кризис, скорее развитие отношений произойдет за счет долгосрочного стратегического планирования, нацеленного на проработку целого комплекса объединенных юридических и политических вопросов между Токио и Вашингтоном. Это как раз те вопросы, которые затрудняли полноценное двустороннее сотрудничество в прошлом, и которые Токио не всегда мог разрешить так, чтобы удовлетворить Вашингтон.
К примеру, в будущем камнем преткновения может стать план перегруппировки американских военных баз в Японии, предложенный министром обороны США Дональдом Рамсфелдом. В настоящее время проводятся переговоры между Японией и США касательно сроков и других деталей перегруппировок, среди прочего обсуждается перенесение штаба первого корпуса армии США из штата Вашингтон в лагерь Зама, расположенного в префектуре Канагава.
И даже если в ходе союзнических переговоров будет достигнуто какое-либо согласие, заранее нельзя будет сказать, согласится ли Токио с планами Вашингтона по регулярной перегруппировке баз. Японскому правительству придется развернуть решительную компанию по убеждению местных властей, которые могут осложнить закрытие и перегруппировку баз.
Если ориентироваться на опыт переговоров с властями префектуры Окинава, то в лучшем случае процесс будет болезненным, в худшем - закончится неудачей. Авиабаза Футенма (Futenma Air Station) остается на своем первоначальном месте уже 10 лет с тех пор, как было сделано предложение переместить базу. Вашингтон должен быть готов потерпеть, но терпение это не совсем то, что планировал Рамсфелд при преобразовании американских военных сил в Азии.
Другое потенциальное препятствие может возникнуть по итогам обсуждения конституции Японии и вопросов необходимости коллективной самообороны. Сообщения средств массовой информации преувеличивают уровень превращения Японии в 'нормальную' страну. Парламентские дебаты в Японии по поводу пацифистского характера конституции по-настоящему начинаются лишь в этом году. Даже если премьер-министр Коидзуми и может как угодно использовать тот политический капитал, которым он обладает к концу своего срока, похоже, новая конституция будет совсем не такой, какой ее желал бы видеть Вашингтон - в нее будет включено лишь некое жалкое подобие права на самооборону, а вовсе не манифест ничем не связанного участия в международных расходах.
Не только Вашингтон возлагает на этот союз нереалистичные надежды. Заявления некоторых членов японского парламента и других влиятельных политиков предполагают скрытую надежду на то, что Вашингтон обязан Японии за ее вклад в иракскую экономику и в войну с терроризмом. Другими словами, в некоторых кругах Токио витает мнение, что по неписаным законам услуги за услугу сейчас очередь Вашингтона принять позицию Японии по Соглашению о вооруженных силах и быть более лояльным в вопросах конституционных ограничений будущего участия японских сил самообороны. Они также надеются, что США выступят с твердой поддержкой заявки Японии на постоянное членство в Совете Безопасности ООН.
И хотя многие японцы видят в этом логику, США не разделяют подобного мнения. Вашингтон всегда рассматривал участие Японии в восстановлении Ирака или где-либо еще как должную помощь союзника, не более того. Напротив, японские вливания в Ирак создали у Вашингтона впечатление, что Япония больше не пытается безвозмездно пользоваться оборонными обязательствами. Таким образом, Вашингтону, похоже, предназначено свыше разочаровывать тех японцев, которые рассматривают вклад своей страны в военные операции как взаимовыгодное сотрудничество и ожидают от США уступок по целому ряду вопросов союзнических отношений.
Необоснованно высокие ожидания могут оказать негативное влияние на долгосрочное состояние японо-американского союза, но, кроме того, они являются и показателем того успешного сотрудничества, которое было достигнуто за последние несколько лет. Официальные лица обеих стран должно осторожно относиться к этому вопросу, чтобы не переоценить текущий момент союзнических отношений и не воспринимать этот союз как должное.
Необходимо выполнить большой объем работы, возможно наиболее тяжелой и сложной, для того, чтобы достигнуть нового уровня в двусторонних отношениях. И небольшая доля скромности поможет официальным лицам с обеих сторонах направлять корабль союза не только в спокойных, но и в бурных морях.