3 июня 2005 года. Кремль, несомненно, полагает, что преподал российским олигархам хороший урок, выбрав Михаила Ходорковского - когда-то богатейшего человека в стране - для уголовного преследования по обвинениям в уклонении от уплаты налогов и в мошенничестве и на этой неделе приговорив его и его делового партнера к девяти годам тюремного заключения.
Этот урок состоит в следующем: не пытайтесь использовать свои богатства для того, чтобы бросить вызов политической власти президента Владимира Путина. Именно это и сделал г-н Ходорковский как глава нефтяной компании "ЮКОС", ныне расчлененной и частично национализированной после того, как ей были вменены недоимки по налогам на сумму 28 млрд. долл. США.
Но извлек ли Кремль из этой сомнительной победы урок также и для себя? Экономические последствия произвольных нападок правительства на "ЮКОС" ощущаются во всех 11 часовых поясах России, и все это дело замарало имидж России в глазах Запада. Уголовное преследование "ЮКОСа" вызвало лихорадку на российской бирже, ускорило вывоз капиталов заграницу и замедлило рост экономики.
Российские инвесторы, не уверенные в том, куда придется следующий удар молотка, или как может быть применен закон в следующий раз, пока воздерживаются от инвестиций. Экономисты говорят, что это позволяет прогнозировать темп роста в текущем году на уровне 5,2-6,2%, в то время как в 2004 году фактический рост составил примерно 7%. Темпы роста в значительной мере зависят от высоких - но уязвимых - цен на нефть.
Ранее этой весной г-н Путин провел встречу с представителями деловой элиты России, чтобы успокоить их нервы. Отметив, что дело "ЮКОСа" является исключением, он сказал, что правительство планирует уменьшить срок давности для приватизационных сделок в стиле "Дикого Запада" постсоветских 1990-х годов, которые породили "ЮКОС" и другие принадлежащие олигархам предприятия. Новый срок давности, составляющий 3 года вместо прежних 10 лет, позволит, в сущности, избавить магнатов - собратьев г-на Ходорковского от обвинений, которые были предъявлены ему.
В то же время Путин обещал обуздать налоговых инспекторов, которые направо и налево раздают уведомления о крупных недоимках по налогам, как если бы это были квитанции на парковку автомобилей. Он также работает над вопросом, куда и сколько разрешается вкладывать иностранным инвесторам в России.
Все эти меры указывают на желание правительства внести столь необходимую ясность и успокоить внутреннее и международное деловые сообщества, но слабость этих мер состоит в том, что они являются чисто экономическими.
Вполне вероятно, что дело "ЮКОСа" окажется аномалией, однако фаворитизм в судах таковым не является. Как не является аномалией и излишне большое влияние на бизнес местных государственных чиновников. Совершаемые Путиным откаты от демократии - подавление средств массовой демократии (СМИ), маргинализация политической оппозиции, отмена выборности в пользу назначения региональных губернаторов - просто подвергают опасности будущее России, делая управление страной зависимым от прихоти правителя.
Для того чтобы инвестиции процветали, а экономика России становилась диверсифицированной, избавляясь от своей чрезмерной зависимости от нефти и природного газа, бизнесу нужно всеохватывающее решение, то есть экономический и демократический прогресс.
__________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Президентская милость? 'Все решает царь!' ("Le Monde", Франция)
Как верно трактовать процесс Ходорковского ("Le Figaro", Франция)
Вместе в изгнание ("Berliner Zeitung", Германия)
'Российский суд страшнее Страшного суда' ("Polonia", Польша)
Суды Путина ("The Jerusalem Post", Израиль)
Плохо всем - не только евреям ("The Jerusalem Post", Израиль)
Приговор по делу ЮКОСа: Возврат к старым рецептам ("Neue Zuercher Zeitung", Швейцария)
Вердикт России ("The Washington Post", США)
Ходорковский осужден, Россия виновна ("The International Herald Tribune", США)
Гарри Каспаров: Владимир Путин, московский дружок Джорджа Буша-младшего ("The Wall Street Journal", США)
Вина, раскаяние и бизнес ("Die Zeit", Германия)
Двойственный приговор ("The Guardian", Великобритания)
Виктор Ерофеев: Шоу по-русски. Кто автор? ("The International Herald Tribune", США)
Показательный процесс, вызывающий воспоминания о старых недобрых днях в России ("The Independent", Великобритания)
Борис Акунин: 'В России невозможно заставить уважать свои права' ("Le Figaro", Франция)
После объявления приговора Ходорковскому ("Inforadio", Германия)
'Собственность без прав' ("Die Welt", Германия)
Акула становится мучеником ("Liberation", Франция)
Приговор Ходорковскому: ЕС молчит, США - кричит ("El Pais", Испания)
Решение по делу Ходорковского вызывает тревогу ("The Jerusalem Post", Израиль)
Произвол ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Кремлевская юстиция ("Handelsblatt", Германия)
Акт произвола ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)
Ходорковский проигрывает бой ("La Vanguardia", Испания)
Олигархи падают с вершины: Путин переворачивает 'пирамиду власти' ("The Financial Times", Великобритания)
Удар по гражданскому обществу ("ARD", Германия)
Бесправные ("Frankfurter Rundschau", Германия)
Беспощадный приговор ("Liberation", Франция)
Олигарх усмирен ("The Financial Times", Великобритания)
Здесь суд, здесь советским духом пахнет ("The Washington Post", США)
Басманное правосудие ("The Wall Street Journal", США)
Российскому олигарху дали девять лет тюрьмы ("The Guardian", Великобритания)