Понятие 'стратегическое партнерство' пока еще не фигурировало, когда Россия, Китай и Индия определяли свои отношения. Но это, видимо, вопрос времени. Дело в том, что на пути к нему они, очевидно, сделали вчера на конференции министров иностранных дел в российской тихоокеанской метрополии Владивостоке значительный шаг вперед. Три крупные региональные державы Азии вынуждают теснее сотрудничать политические и экономические интересы.
Официальным обоснованием этого является совместная борьба против терроризма. В 1996 году из тех же соображений была создана Шанхайская организация с целью урегулирования пограничных вопросов, в которую помимо России и Китая входят также бывшие среднеазиатские советские республики Казахстан, Киргизия и Таджикистан. В 2001 году она была признана Организацией Объединенных Наций, в то время к ней присоединился также Узбекистан. Главы этих государств открыли во время своей встречи в июле прошлого года в узбекском Ташкенте региональный Антитеррористический центр, должный тесно сотрудничать с ООН, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Интерполом. В качестве наблюдателей на встрече присутствовали также представитель Монголии и президент Афганистана Хамид Карзай (Hamid Karsai). Организация выступила решительно за вступление в нее также других стран. Дело в том, что ведущие державы - Москва и Пекин - очень хотели бы превратить Шанхайскую группу в аналог ОБСЕ.
Для этого у них есть немало причин: но, в первую очередь, - это урегулирование региональных конфликтов, прежде всего, в бывших среднеазиатских советских республиках, где становится все неспокойнее. Этот вопрос обсуждался на встрече 'тройки' и во Владивостоке. У России, как и у Китая, с этими государствами давно общие границы, к тому же во внутренние конфликты там вмешиваются чеченские экстремисты и так называемый 'Фронт освобождения Восточного Туркестана' - нелегальное движение сопротивления мусульманских уйгуров в провинции Синьцзян. К этому следует добавить, что процессы в Средней Азии оказывают постоянное влияние на Афганистан и наоборот. Поэтому в совместном урегулировании кризисов в регионе заинтересована также Индия, в связи с этим она готова даже пойти на уступки своему заклятому врагу Пакистану.
В пользу долгосрочного партнерства говорит также то, что растущая экономика Китая и Индии могла бы утолять свой энергетический голод из финансовых соображений непосредственно в регионе - за счет среднеазиатского газа и российской нефти. Другая причина - добиться относительной стабильности. Помимо этого Москва надеется на расширение своего экспорта вооружений. Китай и Индия являются в настоящее время для российских концернов, выпускающих вооружения, самыми крупными покупателями. Путин ищет сотрудничества не на Западе, а на Востоке также потому, что там он может не опасаться нагоняев за дефицит демократии и прав человека.
Тем не менее, союз трех, если он состоится, - союз всего лишь временный. При малейшем намеке из Вашингтона на благосклонность повернуть руль на 180 градусов в пользу другого выбора готовы, прежде всего, Россия и Китай. К этому надо добавить, что Россия с недовольством наблюдает, как перенаселенный Китай постепенно осваивает малозаселенные территории на востоке Сибири. В некоторых приграничных районах доля нелегальных мигрантов из Срединной империи - прилежных, гибких и нетребовательных - составляет уже около 20 процентов.