6 июня 2005 года. Изменится ли когда-нибудь в самом деле Россия? Этот вопрос, наверняка, пришел в голову всякому, кто внимательно следил за вызывающим тревогу судебным процессом над Михаилом Ходорковским, бывшим главой российского нефтяного гиганта "ЮКОС". Тридцать первого мая Ходорковского, в конце концов, приговорили к 9 годам тюремного заключения. Этот приговор стал завершением 11 месячного судебного процесса; оглашение приговора заняло 12 дней. Вполне возможно, что Ходорковский в самом деле нарушил закон, но мы никогда не узнаем этого наверняка. И это потому, что дело против него было настолько очевидно политически мотивированным, судебное разбирательство настолько односторонним, а его исход настолько явно предопределенным, что правосудие и законность имели с этим процессом мало общего.
Спросите хотя бы президента США Джорджа Буша-младшего (George W. Bush). Отвечая на вопрос, что он думает о деле Ходорковского, он отметил резкое различие между западным и российским правосудием. Вот что сказал Буш: "Здесь человека считают невиновным, пока его вина не доказана. Нам, по крайней мере, людям из моей администрации, представляется, что его, кажется, признали виновным еще до честного судебного разбирательства".
В самом деле, хотя Ходорковскому были предъявлены обвинения в мошенничестве и в уклонении от уплаты налогов, которые он совершил примерно 10 лет назад, мало кто увидел реальное отличие совершенного им от того, что в то время совершало большинство других бизнесменов России. Фактически, реальным преступлением Ходорковского, очевидно, является то, что он представлял политический вызов для президента Владимира Путина. Этот дерзкий магнат финансировал политические партии и лоббировал против законопроектов, которые поддерживал Кремль. Путин ответил на это тем, что инсценировал то, что временами казалось показательным судом, который, очевидно, имел целью предостеречь российский бизнес не соваться в политику. По ходу дела он также показал кое-что, что является еще более тревожным, а именно, что в России по-прежнему нет ничего похожего на независимое судопроизводство.
Вместо того чтобы беспристрастно блюсти закон, суды этой страны все чаще выносят произвольные приговоры, давая иное толкование любому количеству законов, чтобы достичь нужного результата. Например, даже по российским законам милиции запрещено проводить обыски в офисах адвокатов защиты. Но в деле Ходорковского это не остановило следователей, которые поступили именно так. И адвокаты, и свидетели защиты подвергались запугиваниям; им угрожали уголовным преследованием. Потом, компании "ЮКОС" была вменена ошеломляющая сумма недоимок по налогам - 28 млрд. долл. США. Сама по себе сумма заставляет предположить, что реальной целью было оправдать конфискацию государством активов "ЮКОСа", чтобы передать контроль над этими ценными энергетическими предприятиями чиновникам, тесно связанным с Кремлем.
Конечно же, правовая система России никогда не была идеально гладкой. Прежние российские олигархи, а также и государственные чиновники тоже манипулировали судами в своих интересах, оставляя многих иностранных инвесторов без правовой защиты, когда возникали споры. Но многие искренне верили в то, что ситуация улучшится при Путине, который сам является юристом по образованию и в свое время обещал сделать реформу судебной системы одним из своих приоритетов.
Однако все эти надежды разбились вдребезги после неуклюже проведенного судебного процесса над Ходорковским. Печально, но создается впечатление, что в России куда важнее не ссориться с Кремлем, чем оставаться в рамках закона. С учетом того, что в данное время перспектива позитивных перемен в России кажется отдаленной, приговор Ходорковскому едва ли станет успокоительной новостью для иностранных инвесторов.