Россия даже не пыталась скрыть удовлетворения по поводу того, что Франция, а за ней и Нидерланды отказались признать конституционный договор. Москве видится в этом возможность вновь приступить к завоеванию своих окраин. 'Чем больше у Европы внутренних проблем, тем меньше она обращает внимания на своих новых соседей, которые рассчитывали сблизиться с ней в ущерб России', - пишет сайт 'Газета. ru' .
Стремясь высвободиться из объятий 'большого русского брата', несколько стран бывшего советского блока, а точнее, Грузия, Украина, Молдавия, недавно выразили желание присоединиться к Европейскому Союзу. В связи с чем Брюссель предложил им участвовать в его политике 'нового соседства'. Однако прозвучавшее во Франции и Нидерландах 'нет' Европейской Конституции изменило ситуацию, так как перспективы интеграции этих стран оказались весьма туманными. Теперь этим странам не остается ничего иного, как вернуться под влияние своего соседа - России.
'Все это играет на руку России, поскольку 'нет' значительно отсрочит вступление в ЕС Украины и Грузии', - пояснил аналитик Вячеслав Никонов, выступивший по первому каналу российского телевидения на следующий день после референдума во Франции. 'Европа нам поможет' - газета 'Новые известия' идет еще дальше, выражая на своих страницах (номер от 2 июня) уверенность в том, что 'кризис, переживаемый ЕС усилит влияние России на своих соседей по СНГ, т.е. бывшему СССР без стран Балтии'.
Новая стратегия
'Будущее Европы - не в Европейском Союзе, который непомерно разрастается, вплоть до утраты собственной идентичности, а в создании двух союзов, один из которых объединит страны Западной Европы, а другой - Восточной Европы, под руководством Москвы. Они смогут создать равновесие сил для доброжелательного соперничества', - утверждала в четверг проправитетельственная 'Российская газета'. И в самом деле, одним из последствий прозвучавшего в Западной Европе 'нет' стало то, что СНГ, союз, который еще недавно едва дышал, мгновенно начал набираться сил.
Этой не имеющей четких очертаний организации, созданной после распада Советского Союза, в декабре 1991 года, для поддержания деятельности некоторых политических и экономических механизмов, существовавших между государствами, прежде составлявшими советскую империю, в рамках которой Москва по-прежнему стремится осуществлять свою гегемонию, удалось добиться немногого. В конце концов, Владимир Путин назвал ее 'инструментом, созданным для того, чтобы республики бывшего СССР могли разойтись по-хорошему'.
Но, похоже, эта организация отнюдь еще не мертва. 'Хоронить СНГ преждевременно. Необходимо повысить его эффективность, несмотря на имеющиеся трудности. И я верю, что в ближайшее время будет определена его новая модель и новая стратегия', - утверждал 3 июня в Тбилиси, во время встречи глав правительств этой организации, ее исполнительный секретарь Владимир Рушайло. 'Эта новая модель', как он считает, будет основываться на 'усиленной экономической интеграции входящих в нее стран'.
Похоже, премьер-министр Украины Юлия Тимошенко одобряет такой подход. В свою очередь, она заявила, что 'будущее СНГ лежит в экономической области'. В то же время ни для кого не новость, что созданный Москвой в 2003 году таможенный союз между Казахстаном, Украиной, Россией и Белоруссией, так и остался только на бумаге. Что сотрудничество между Москвой и ее бывшими сателлитами пребывает в стагнации. И что Украина, несмотря на заверения в самых добрых намерениях, данных президентом Ющенко сразу после его избрания в декабре 2004 года своему российскому коллеге, не намерена укреплять этот таможенный союз.
В Москве политологи и журналисты постоянно бередят эту рану своими утверждениями, что, если Россия хочет развивать прочные отношения со своими ближайшими соседями, ей следует отказаться от своих гегемонистских воззрений, 'перестать строить из себя Большого Брата'.