Александр Солженицын, в прошлом писатель-диссидент, после трехлетнего молчания выступил с предостережением о том, что в России возможна революция в украинском стиле.
Этот 86-летний лауреат Нобелевской премии, который 10 лет просидел в советском ГУЛАГе, заявил в своем первом с 2002 года телевизионном интервью, что в России не происходит отката от демократии, потому что она никогда не была действительно демократической странцой.
"Часто говорят, что у нас отбирают демократию, и что существует угроза для нашей демократии. Какой демократии угрожают? Власти народа? У нас ее нет", - заявил он государственному телевизионному каналу "Россия".
"У нас нет ничего похожего на демократию. Мы пытаемся строить демократию без самоуправления. Первым делом мы должны начать создавать систему, чтобы люди могли управлять собственными судьбами".
Он сказал, что Государственная Дума, в которой господствуют сторонники Кремля, ведет себя, "как пьяная", и что, если правительство не изменит свой курс, в стране могут произойти волнения, аналогичные прошлогодней Оранжевой революции на Украине.
"Может произойти Оранжевая революция, если резко усилится напряженность между народом и властью, а к оппозиции потекут деньги", - сказал он.
Солженицын стал последним из выдающихся личностей, кто возродил политические дебаты в России с того времени, как президент Путин в этом году повернул вспять демократическую реформу, отменив прямые выборы региональных губернаторов. Однако автор не высказал своей поддержки либеральной оппозиции.
Вместо этого он осудил парламент России и все ее политические партии, а также критиковал Соединенные Штаты за попытки навязать демократию другим странам. "Демократия не стоит и медного гроша, если ее устанавливают с помощью штыков. Демократия должна вырастать медленно и постепенно".
Он также отметил, что местные выборы, которые отменило новое путинское законодательство, были скомпрометированы коррупцией и организованной преступностью. По мнению аналитиков, этим, возможно, объясняется, почему данное интервью было показано на телевизионном канале "Россия", являющемся рупором правительства.
Солженицина считают одним из немногих в России независимых морально-политических авторитетов, но его частенько критикуют на Западе за его национализм и религиозную ортодоксальность. В прежних телевизионных интервью он нападал на г-на Путина за то, что тот не сумел приструнить олигархов, два десятка бизнесменов, которые в процессе приватизаций 1990-х годов за бесценок скупили государственные предприятия. Президента Путина критикуют на Западе именно за правовые нападки государства на одного из олигархов, Михаила Ходорковского. На прошлой неделе этот нефтяной магнат был осужден на девять лет в ходе судебного процесса, который считают инсценированным Кремлем, чтобы наказать потенциального политического соперника и отнять у него его собственность.
Заместитель Генерального прокурора России Владимир Колесников заявил телевизионному каналу НТВ в воскресенье вечером, что могут быть новые аналогичные судебные дела. "Могу сказать одно, дело Ходорковского не станет последним".
Солженицин, кажется, не проявляет симпатий к разоренному нефтяному магнату. "Мир никогда не видел подобных быстрых приватизаций, - сказал он. - Мир никогда не видел подобных идиотов. Они с молниеносной быстротой роздали наши данные Богом ресурсы: нефть, цветные металлы, уголь, производства. Они полностью разграбили Россию. Начав с нуля, из ничего мы вырастили миллиардеров, которые ничего не сделали для России".
Жизнь в ссылке
- Провел 10 лет в советском ГУЛАГе после того, как в 1945 году написал письмо, где критиковал Иосифа Сталина.
- "Один день из жизни Ивана Денисовича", его рассказ о жизни в ГУЛАГе, сделал его известным, когда вышел в свет в 1962 году и был переведен на 35 языков.
- В 1970 году он получил Нобелевскую премию по литературе.
- В 1974 году его выслали из Советского Союза за написанную им книгу "Архипелаг ГУЛАГ", историю системы исправительно-трудовых лагерей в России.
- Он продолжал писать, проживая в ссылке в Швейцарии и в Соединенных Штатах Америки, а в 1994 году, после амнистии от Михаила Горбачева, возвратился в Россию.