Кардинал Любомир Гусар, глава Украинской Греко-католической Церкви, вспоминает о мрачной эпохе советского господства
- Православные Московской Патриархии по-прежнему обвиняют Греко-католическую Церковь в тайных связях с фашистами. Как Вы к этому относитесь?
Чтобы оправдать уничтожение нашей Церкви, советская власть уже настаивала на том, что она сотрудничала с нацистами. Действительно, когда в 1941 году пришли немцы, мы надеялись, что они избавят нас от советского тоталитаризма. Упразднение религии лежало в основе коммунистической идеологии, но между обеими системами фактически не было никакой разницы. И та, и другая стремились контролировать Церковь. Все епископы, священники, да и просто люди, выбравшие для себя свободу, в равной степени преследовались и нацистами, и советскими властями.
Многие из нашей молодежи, и в самом деле, вступили в немецкую армию, потому что они, как и все мы, с благословения Церкви, видели в этом средство для создания ядра украинской армии. Но чтобы обвинять нас в соучастии в нацистских преступлениях. . . Я не стану отрицать, что отдельные люди и небольшие группы совершали такие преступления, но это не носило общенационального характера. И уж никак - я хочу это подчеркнуть - не с одобрения Церкви. Как раз наоборот. Наш митрополит Андрей Шептицкий недвусмысленно осудил уничтожение евреев. В 1943 году он опубликовал пасторальное письмо, озаглавленное 'Ты не будешь убивать', в котором он приравнивал донос к убийству. В том положении, в котором мы оказались, мы вынуждены были воевать на два фронта.
- Почему Сталин стремился уничтожить Греко-католическую Церковь?
Потому что она была исторически связана с национальными устремлениями украинцев. Большинство политических руководителей, которые пытались установить некую форму национальной автономии, были арестованы нацистами. Оставалась только наша церковь. Когда в 1944 году на Украине вновь установилась советская власть, НКВД (так в то время назывался КГБ), по решению Сталина, приступил к операции, которая проходила в два этапа. В апреле 1945 года были арестованы, осуждены и депортированы наиболее активные священники и все епископы. С 8 по 10 марта 1946 года во Львове, в храме Святого Георгия состоялся псевдо-Синод.
По понятным причинам никто из наших священников не принимал в нем участия. Только они имели полномочия созвать подобную ассамблею. Этим занялась 'инициативная группа', состоявшая из трех священников, которые состояли на службе у режима. Чтобы продемонстрировать активное участие, политическая полиция привела туда 200 священников, которые должны были проголосовать за ликвидацию своей Церкви и вхождение ее в состав Русской Православной Церкви, которая в то время была единственной, получившей право на существование. Они стояли перед выбором - подчиниться или умереть.
Это действо, как видно, должно было придать официальный характер нашему 'возвращению' в православие, в лоно 'Московской матери-церкви'. А ведь с 1596 года мы были католиками и находились под юрисдикцией Ватикана. Несмотря на это стремление уничтожить нашу Церковь, многие верующие, как только это стало возможным, с начала 90-х годов, вернулись в свою исконную Церковь. За сорок пять лет Московской Патриархии так и не удалось обратить их в свою веру. Конечно, возможностей у нее было не так уж много, и все-таки это был настоящий провал ее пастырей.