У высоких цен на нефть есть и оборотная сторона - и это касается в том числе и международного нефтяного картеля, известного как 'Seven Sisters'. Поскольку притом, что цена на сырую нефть уровне выше 50 долларов за баррель и продолжит приносить значительные прибыли всем крупнейшим международным нефтяным компаниям, она в то же время стимулирует подъем националистических настроений в самих нефтедобывающих странах.
В опубликованном на этой неделе докладе компании Shell говорится, что речь в данном случае идет об 'усилении принудительного характера государственной власти', которая стремительно превращается в постоянную головную боль для международных нефтяных компаний. И данная тенденция не ограничивается границами крупнейших мировых производителей - Саудовской Аравии и России - но проявляется повсеместно.
Реакция крупнейших мировых производителей вряд ли может вызвать удивление. Высокие мировые цены на нефть не стимулируют проведение разведки и разработки новых месторождений в нефтедобывающих странах, равно как и привлечение международных компаний к участию в национальных компаниях их топливно-энергетического комплекса. Факт остается фактом: нефтедобывающие страны обращаются к помощи иностранных инвесторов лишь в тех случаях, когда сохраняются низкие цены на нефть.
Рассмотрим в качестве примера Россию. В Вашингтоне слышится обеспокоенность по поводу того, что длящиеся уже два года попытки США развивать сотрудничество с Москвой в сфере энергетики, не приносят желаемого результата. Одна из крупнейших мировых нефтяных компаний французская Total также испытывает все большее разочарование тактикой откровенных проволочек, нацеленной на то, чтобы помешать ей приобрести 25-процентный пакет акций независимой российской газодобывающей компании 'Новатек'. В настоящее время в завершающей стадии находится процесс заключение стратегического соглашения этой компании с 'Газпромом', которое по всем признакам имеет целью сорвать сделку с французами.
Все это чревато серьезными последствиями. В период с 1999 по 2003 гг. две трети вновь разведанных месторождений приходились на долю частных нефтяных компаний, однако они контролировали лишь 20 процентов мировых запасов нефти. В том случае, если национальные нефтяные компании, на долю которых приходится остальные 80% объема нефтедобычи в мире, продолжат курс на игнорирование новый инвестиций в отрасль, последствия подобной политики являются очевидными и не заставят себя долго ждать.