Прошло три недели с тех пор, как президент Узбекистана приказал военным напасть на большую толпу оппозиционеров в Андижане, что привело к гибели сотен мужчин, женщин и детей и к уходу сотен других людей через близлежащую границу. Великобритания была первой из западных стран, потребовавших проведения международного расследования, после некоторой паузы администрация Буша (Bush), которая поддерживает военное сотрудничество с Узбекистаном с 2001 года, присоединилась к этим требованиям. Однако г-н Каримов, нарушивший обещание сделать более либеральным один из самых репрессивных режимов Средней Азии, отказался от расследования бойни международными силами. Его режим продолжает настаивать, что убитые были мусульманскими террористами, хотя даже отрывочные репортажи независимых журналистов позволяют предположить, что большинство жертв были рядовыми гражданами, уставшими от репрессий г-на Каримова. Его непримиримость ставит перед администрацией Буша важный вопрос: можно ли продолжать поддерживать союз в сфере безопасности с диктатором, только что применившим армию для массового убийства своих собственных граждан.
Ответ должен быть предельно ясен для президента, неоднократно подтверждавшего свою приверженность делу распространения свободы в мусульманском мире и отказавшегося от применявшейся ранее Соединенными Штатами практики объединения с диктаторами в обмен на сотрудничество в сфере безопасности. Г-н Каримов, член последнего Политбюро Советского Союза, является классическим примером таких тиранов. Столкнувшись с реальной, но незначительной угрозой со стороны исламских боевиков, он ответил массовыми репрессиями против всех мусульманских активистов без разбора; проблемы в Андижане начались с судебного преследования около двух десятков видных бизнесменов. Тысячи политических заключенных страдают в тюрьмах, многие были подвергнуты пыткам, как минимум один человек был сварен заживо. Помимо вопроса о моральной стороне поддержки такого режима, Соединенные Штаты рискуют нанести вред своим долгосрочным интересам в Узбекистане. Рано или поздно политика г-на Каримова приведет к его падению, и узбеки, если они похожи на другие подвергавшиеся репрессиям народы, не скоро забудут, кто поддерживал диктатуру.
Эта логика и озвученная президентом политика, судя по всему, не оказывают практически никакого влияния на Пентагон, который ревностно охраняет свои отношения с г-ном Каримовым и который в прошлом сознательно срывал попытки Конгресса и государственного департамента оказать на г-на Каримова давление. Министерство обороны продолжает вести переговоры о долгосрочном доступе к военной базе на юго-востоке Узбекистана, которую оно использует со времени вторжения в Афганистан - хотя американские войска и самолеты теперь размещаются на больших базах в самом Афганистане. Заявления министерства обороны по Узбекистану по-прежнему резко контрастируют с заявлениями государственного департамента, Белого дома и видных республиканцев-конгрессменов. "Если посмотреть на то, что делает Узбекистан в целом, то он является очень значимым партнером и союзником в глобальной войне с террором, - сказал на прошлой неделе газете "The Washington Post" представитель Пентагона Брайан Уитман. - Несомненно, мы считаем достаточно важным продолжение сотрудничества".
Другие чиновники из администрации говорят, что американо-узбекские отношения в настоящее время подвергаются пересмотру, в том числе и продолжение использования базы в Ханабаде. Трое сенаторов-республиканцев, посетивших на прошлой неделе Ташкент - Джон Маккейн (John McCain), Линдси Грэм (Lindsey O. Graham) и Джон Сунуну (John E. Sununu) - обоснованно призвали к пересмотру отношений в сфере безопасности. Сенатор-демократ Патрик Лихи (Patrick J. Leahy) справедливо потребовал провести расследование - не принимали ли участие в бойне подразделения, обученные американскими инструкторами. Узбекистан является проверкой, действительно ли президент Буш намеревается осуществлять доктрину распространения демократии, о которой он говорит два последних года, и позволит ли он Пентагону и дальше проводить абсолютно противоположную политику.