Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Cвобода в России идет на убыль

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Согласно исследованию, проведенному научными сотрудниками Института Аспена, центристского аналитического центра, штаб-квартира которого расположена в Вашингтоне, отход России от демократических ценностей вызывает беспокойство у большинства представителей европейской и американской элиты

Согласно исследованию, проведенному научными сотрудниками Института Аспена, центристского аналитического центра, штаб-квартира которого расположена в Вашингтоне, отход России от демократических ценностей вызывает беспокойство у большинства представителей европейской и американской элиты.

Опубликованные в понедельник результаты исследования свидетельствуют о том, что 6% опрошенных, составляющих цвет общества в Соединенных Штатах и Восточной Европе, уверены, что Россия все меньше и меньше напоминает демократическое государство, при этом с этим утверждением согласились 44% представителей западноевропейской элиты. В число девятисот выборочных респондентов, наделенных властью и влиянием в Соединенных Штатах, Западной и Восточной Европе, вошли правительственные чиновники, представители средств массовой информации, ведущие эксперты различных научно-исследовательских центров и неправительственных организаций, а также крупнейшие инвесторы. Относительная величина погрешности опроса общественного мнения составила всего-навсего 3%.

'Мы имеем дело с достаточно высокой степенью уверенности в том, что Россия движется не в том направлении', - считает Майкл Макфол (Michael McFaul), научный сотрудник Института Гувера при Стэнфордском университете.

Исследование было проведено в свете последних действий российского президента Владимира Путина, которые, как считают многие, имеют авторитарный характер.

Захват государством крупнейшей частной нефтяной компании 'ЮКОС' и последующее заключение под стражу ее руководителей (бывшего исполнительного директора Михаила Ходорковского и его партнера Платона Лебедева, каждый из которых был приговорен к девяти годам лишения свободы) по обвинению в уклонении от уплаты налогов спровоцировали разговоры о том, что российские власти расправляются со своими политическими врагами.

Большинство участников опроса (более 52% в каждом из названных регионов) считают, что суд над Ходорковским имел не уголовную, а скорее политическую подоплеку.

Недавние события в России также укрепляют многих в мысли, что страна постепенно сходит с демократического пути развития. Покупка подконтрольным государству медиа-холдингом 'Газпром-Медиа' контрольного пакета акций 'Известий', одной из старейших и наиболее уважаемых газет в России, снова воскресила страхи о том, что Кремль старается прибрать к рукам средства массовой информации, находящиеся в частном владении. После сентябрьской трагедии в Беслане, унесшей, по некоторым данным, жизни более трехсот человек, Владимир Путин объявил о том, что теперь региональные губернаторы будут не избираться народом, а назначаться на свои посты центральной властью. Результаты президентских выборов, которые состоялись в марте 2004 г. и которые Путин выиграл с более чем солидным преимуществом над своими ближайшими конкурентами, были опротестованы Советом Европы, чьи независимые наблюдатели утверждают, что избирательные урны были буквально забиты фальшивыми бюллетенями в поддержку действующего президента.

Инвесторы уже вывезли из России более 12 миллиардов долларов США в связи с угрозой политической нестабильности в стране, а известная неправительственная организация 'Freedom House', впервые с момента распада Советского Союза, присвоила России рейтинг 'несвободного' государства.

Согласно исследованию, 73% опрошенных американцев, 69% западноевропейцев и 75% представителей Восточной Европы считают, что состояние демократии и принципа верховенства закона в России имеет огромное значение для интересов западного сообщества. Шестьдесят восемь процентов респондентов в Соединенных Штатах и 53% и 58% в Западной и Восточной Европе соответственно согласны с утверждением о том, что Россия, возвращающаяся к авторитарной форме правления, скорей всего и в будущем будет преследовать политику, враждебную интересам Запада.

Более 61% всех опрошенных также убеждены в том, что Россия представляет собой проблему для Запада, и в этом отношении последний должен использовать свое влияние для того, чтобы заставить Москву уважать демократические ценности и принцип верховенства закона.

Однако в исследовании подчеркивается и то, что, несмотря на убежденность в том, что Россия все больше отдаляется от демократии, а ее авторитарное правительство непременно будет представлять угрозу Европе и США, среди западной элиты не существует политического единства в отношении того, какие конкретные действия должны быть предприняты на этот счет.

На вопрос о том, стоит ли отказать России в членстве во Всемирной торговой организации (ВТО), если она не сможет вернуться в демократическое русло и будет не в состоянии обеспечить соблюдение принципа верховенства закона, положительный ответ дали 49% представителей американской элиты, при этом с ними согласилось 43% и 31% респондентов из Западной и Восточной Европы соответственно. Еще менее убедительные данные были получены после вопроса об исключении России из состава 'Большой восьмерки' до тех пор, пока она не восстановит свои демократические институты: за исключение высказалось 27% опрошенных в Соединенных Штатах, 26% - в Западной Европе и 22% - в Восточной Европе.

'Когда дело доходит до конкретных действий, никто не хочет применять каких-то жестких, карательных мер, - утверждает Майкл Макфол. - Да, действительно, существует серьезная озабоченность по поводу усиления автократии в России, однако ни Европа, ни Америка не испытывают желания ставить российскую демократию во главу угла своей национальной безопасности'.

Андерс Аслунд (Anders Aslund), старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир, считает, что в России можно вызвать политические изменения простой поддержкой демократии.

'Российский политический режим слаб и нестабилен. Если бы нашелся такой человек, который бы выступил на стороне демократии и призвал к активным действиям, то этого было бы вполне достаточно, - уверен он. - Нет никакой необходимости прибегать к жестким мерам просто потому, что, по моему глубокому убеждению, сама власть внутри страны чрезвычайно нестабильна'.

Однако он тут же делает оговорку: 'Но есть и обратная сторона медали, и если вы действительно убеждены в стабильности режима, тогда применение жестких мер представляется необходимым шагом'.

Высказывание Андерса Аслунда последовало после недавней волны революций, прокатившейся по Средней Азии и принесшей демократию в страны, в которых долгое время царил авторитарный режим. Грузинская 'революция роз', украинская 'оранжевая революция' и недавняя революция в Киргизстане - во всех случаях удалось обойтись без кровопролития, и Майкл Макфол уверен в существовании возможности того, что Россия может подвергнуться подобным изменениям.

'Мы всегда переоцениваем статус-кво и силу авторитарного режима до того, как все происходит. А потом гадаем, как это раньше мы не замечали его слабость, - говорит он. - Я думаю, что Россия постепенно продвигается к пониманию этого. Я думаю, что мы склонны придавать власти Путина чрезмерно большее значение и переоценивать стабильность сложившегося политического равновесия'.