Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Маршалл Голдман: "В России стало меньше демократии"

Во многих сферах Россия еще не избавилась от советских методов управления

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Русские предпочитают сильных руководителей. Поэтому после Ельцина они так хорошо приняли Путина, человека, который выступает за закон и порядок. Однако, мне кажется, что российский президент не совсем понимает, что такое демократия. Он считает, что хватит и того, что страной управляет сильный лидер и некоррумпированное правительство

Маршалл Голдман (Marshall Goldman), профессор Гарварда, специалист по России, дает объективную оценку ситуации в России и авторитарным путинским методам

Совет Европы обеспокоен реформами, которые Путин начал осенью прошлого года - они рассматриваются как угроза демократии. Мониторинговая комиссия ПАСЕ бьет тревогу по поводу изменений в законодательстве, касающихся выборов в Госдуму и создания политических партий. На Ассамблее этот вопрос будет обсуждаться с 20 по 24 июня. Специалист по Советскому Союзу, а сейчас по России, профессор Гарварда и Уэлсли, Маршал Голдман приехал в Женеву на годовщину встречи между Рейганом и Горбачевым. В 2003 г. вышла его книга 'Пиратизация России', недавно ее перевели и на русский язык. Голдман рассказывает газете 'Le Temps' о своем видении ситуации.

Le Temps: Ходорковскому дали 9 лет тюрьмы. Можно ли по этому процессу судить о сегодняшней ситуации в России?

Маршалл Голдман: Во многих сферах Россия еще не избавилась от советских методов управления. Этот процесс был разыгран от начала до конца. То, что приговор будет обвинительным, было известно еще до начала суда

- Действительно ли Ходорковский был ни в чем не виновен?

- Он много раз нарушал закон. Но в ходе процесса почему-то совсем не акцентировалось внимание на деятельности принадлежащего ему банка МЕНАТЕП, который и стал позже владельцем ЮКОСа. В 1998 г. финансовый кризис в России привел к банкротству МЕНАТЕПа. Ходорковский забрал добрую часть банковских активов и поместил их в другое место. Он ничего не оставил вкладчикам. Он также обокрал некоторых инвесторов, например, Кеннета Дарта (Kenneth Dart) из Америки, который потерял около 2 млрд. долларов. Нужно посмотреть правде в глаза: общий итог деятельности Ходорковского весьма негативный, пусть даже в 1999 г. он постарался навести порядок в счетах компании, питая надежды на политическую карьеру.

- Какими могут быть последствия этого процесса?

- В мире бизнеса сейчас царит неопределенность. Многие предприниматели отказались от своих проектов. Иностранные и даже российские инвесторы решили подождать с вложениями в российскую экономику. Рост нефтедобычи, который в 2003 г. измерялся двузначными цифрами, сегодня упал до 3-4%. Как следствие, со снижением нефтедобычи падает ВВП. Конечно, она продолжает расти, но намного медленнее. Промышленный рост тоже сокращается. Возможно даже, что к концу этого года его показатели будут отрицательными. Однако же Путин пообещал россиянам удвоить через десять лет российский ВВП и вывести Россию на уровень Португалии. Для этого уровень роста должен составлять 7% в год. В 2003 г. эта цель была достигнута, русские говорят, что им это удалось и в 2004 г., но я не совсем доверяю этим данным.

- Падение роста негативно скажется на общей ситуации в стране. . .

- В 1998 г. треть населения жила за чертой бедности. Благодаря высоким темпам роста эта цифра сократилась до 20%. На этом строилась популярность Путина. Но с замедлением экономического роста ярче проявляется народное возмущение, наглядный тому пример - митинги пенсионеров в начале этого года. Поэтому сейчас вошло в привычку винить во всем Ходорковского и ЮКОС.

- Как же выйти из порочного круга зависимости российской экономики от нефти, диверсифицировать производство и сделать его прибыльным?

- Это очень сложно. Нефть трудно вытеснить с передовых позиций. Развитие промышленного сектора не приносит таких прибылей. Потребуется 5-6 лет, прежде чем инвестиции принесут свои плоды. В нынешней политической обстановке это рискованно. Я бы назвал два препятствия для диверсификации производства. Во-первых, Путину важнее политическая стабильность, чтобы люди могли с уверенностью смотреть в будущее. Во-вторых, для развития промышленности необходима конкурентоспособность на мировом уровне, недостаточно производить только для внутреннего рынка. Но, для того, чтобы быть конкурентоспособным, производительность труда должна быть высокой, а рабочая сила - дешевой.

- В том, что касается рабочей силы, у России как раз проблемы. . .

- Население России сокращается на 500-600 тысяч человек в год, в стране мало иммигрантов. Состояние здоровья нации оставляет желать лучшего. Средняя продолжительность жизни мужчины - 58 лет. Это позор для развитой страны. Процент рождаемости очень низкий. Не хватает рабочих и военных. Русские рассчитывают на свой интеллектуальный потенциал и на сотрудничество с некоторыми иностранными компаниями, открывшими свои филиалы в России - 'Боингом', 'Дженерал Моторс', 'Тойотой', 'Жиллетт'. Но эти компании направляют свою продукцию на потребительский рынок, пользуясь тем, что русские больше тратят, чем откладывают. Рассчитывать на потребителя - значит пренебрегать инвестициями, это чревато политическими последствиями, ростом народного недовольства.

- Какие перспективы у компаний, которые хотят выйти на российский рынок?

- Создать компанию в России очень сложно. Коррупция вездесуща. Не стоит удивляться, что доля малых предприятий в ВВП страны всего лишь от 10 до 15%. В Европе эта доля составляет 50%, а в США - 60%. Предприниматели запутываются в паутине всевозможных процедур. Путин говорит, что он борется с бюрократией, но результатов этой борьбы не видно. В стране до сих пор не существует настоящего среднего класса.

- Улучшилась ли система налогообложения в России?

- В этой области Путин многого добился после введения единого 13% налога. Еще два года назад мало кто платил налоги, потому что в сумме они могли составлять до 35% от прибыли. Сегодня уже невыгодно рисковать, уходя от налогов.

- С финансовой точки зрения в России вроде бы все хорошо. . .

- В этом и состоит весь парадокс. Доходы бюджета превышают расходы. Профицит торгового баланса достигает 10 млрд. долларов. Россия смогла собрать 140 млрд. долларов в стабилизационный фонд и досрочно погасить часть своего долга Парижскому клубу. Проблема в том, что такая ситуация сложилась исключительно благодаря нефтяным доходам. Это ненормально.

- В Женеве Горбачев сказал, что в России стоит опасаться возврата к авторитарным методам управления. Что вы об этом думаете?

- Русские предпочитают сильных руководителей. Поэтому после Ельцина они так хорошо приняли Путина, человека, который выступает за закон и порядок. Однако, мне кажется, что российский президент не совсем понимает, что такое демократия. Он считает, что хватит и того, что страной управляет сильный лидер и некоррумпированное правительство. Бесполезно тратить энергию и силы на политические партии, которых в России слишком много. Поэтому он поднял ценз на прохождение партий в Госдуму до 7% голосов. Готовится закон об отмене наблюдателей на выборах. Этим смогут заниматься только представители партий. Депутатов больше не будут выбирать по округам, останутся только выборы по партийным спискам.

- Процесс демократизации замедляется. . .

- Это еще мягко сказано, я бы отметил значительный откат назад. Мы видим это по росту коррупции, по ситуации со средствами массовой информации. В регионах все еще хуже. Правильный подсчет голосов - уже проблема, он производится с явными нарушениями. Сегодня почти невозможно создать надежную независимую партию. Запуганные предприниматели еще не готовы вкладывать деньги в подобные проекты.

- Как вы объясните поведение Путина по отношению к Украине, Грузии, Узбекистану?

- В противоположность Ельцину, который хотел разрушить СССР, чтобы избавиться от Горбачева, Путин хотел бы его воссоздать. Мне кажется, что одна из самых амбициозных задач Путина - воссоздать, конечно, уже менее авторитарными методами, былую славу Российской империи. Сделать из России новую сверхдержаву.

- Грозит ли России хаос?

- Сейчас ситуация улучшилась, по сравнению с 90-ми годами. Но все еще опасно поднимать шум или проявлять излишнее любопытство. Сегодня власть у силовиков. Милиция вернулась к методам КГБ. Прослушивание телефонов стало нормальным явлением. Но новым поколениям не нравится эта практика. Они выросли уже в другой обстановке. Есть сопротивление. События в Грузии, на Украине и в Киргизии раззадорили и российскую молодежь. Если у украинцев получилось, почему бы не попробовать нам, - рассуждают они. Есть молодежь, которая считает, что она должны бороться за перемены. Эти люди были в Грузии и на Украине. Я встречался с ними, и они мне сказали, что их следующая цель - Белоруссия, Куба, а потом и Россия. Проблема в том, что за ними пристально наблюдают российские власти. Месяц назад они провели разъяснительную беседу с российскими рокерами, которым посоветовали соблюдать дистанцию и воздержаться от контактов с такими молодежными группировками.

- Может ли эта молодежь изменить Россию?

- Если бы вы мне задали этот вопрос до украинских событий, я бы сказал, что это невозможно. . .

____________________________________________________________

Избранные сочинения Маршалла Голдмана на ИноСМИ.Ru

Маршалл Голдман: Суд над Ходорковским вызывает беспокойство у инвесторов и замедляет экономический рост ("Council On Foreign Relations", США)

Пираты на вершине ("The Jerusalem Post", Израиль)

Маршалл Голдман: "Эффект домино не остановить" ("La Repubblica", Италия)

Кремль забывает уроки прошлого ("The Moscow Times", Россия)

Путин и олигархи ("Foreign Affairs", США)

Маршалл Голдман о банкротстве ЮКОСа ("National Public Radio", США)

Гонения против олигархов дорого обойдутся российской экономике ("The Financial Times", Великобритания)

Долг олигархов перед Россией ("The Financial Times", Великобритания)