Дружественному по отношению к России курсу правительства, взятому канцлером Германии Герхардом Шредером (Gerhard Schroeder), членом СДПГ, предстоит пройти новое испытание. Немецкое ведомство предоставило одному из представителей российской оппозиции политическое убежище. Впрочем, отвечающее за эти вопросы Федеральное ведомство по вопросам миграции отрицает, будто тем самым создан прецедент. Мол, судьба каждого в отдельности человека будет решаться индивидуально, нельзя же делать выводы, касающиеся сразу всех. 36-летний Олег Лискин бежал в декабре 2002 года в Берлин, так как в Москве ему грозила тюрьма - якобы за то, что он оказал сопротивление государственным властям. Он работал в тот период времени в 'Легпромбанке', оказывавшем финансовую поддержку оппозиционной партии 'Яблоко'.
Год назад, как это говорится в справке Федерального ведомства по вопросам миграции, Лискин однажды уже подвергался аресту и пыткам. В то время он выдвигал свою кандидатуру на губернаторских выборах в Туле, при поддержке 'Яблоко'. Во время последнего митинга в ходе избирательной кампании на него напали сотрудники подразделения специального назначения 'ОМОН', нанесли ему ранения, а позднее он был доставлен в тюрьму. После уплаты выкупа, его освободили, и он отправился в Москву, в 'Легпромбанк'.
Этот банк был разрушен якобы за уклонение от уплаты налогов, позднее перешел в собственность банка, который возглавляет доверенный человек президента России Владимира Путина, говорится далее в информации Федерального ведомства. 'Человек, подавший запрос, привел в обоснование своего запроса убедительные доказательства в виде видеозаписей и многочисленных документов, в том числе документа, подписанного тульскими депутатами фракции 'Яблоко', говорят в ведомстве. Он, дескать, также доказал, что в случае возвращения ему грозит преследование.
Адвокат Лискина рассматривает решение Федерального ведомства, помня о приговоре, вынесенном московским судом Михаилу Ходорковскому, бывшему главе энергетического концерна ЮКОС. Тот тоже поддерживал оппозиционную партию 'Яблоко' и был приговорен к девяти годам содержания в колонии.
То, что российский гражданин получает здесь убежище, - подобного еще никогда не бывало, говорит эксперт по России из организации Amnesty International Петер Франк (Peter Franck): 'Это - знак'. Но это, по его словам, не удивительно, в конце концов, сотрудники Федерального ведомства уже давно понимали, что Россия не является правовым государством.
Герноту Эрлеру (Gernot Erler), члену СДПГ, координатору германо-российских отношений правительства Германии неизвестно о том, что в России можно угодить в тюрьму за поддержку оппозиционной партии. Он предполагает, что решающим в деле предоставления убежища стало плохое состояние здоровья человека, подавшего запрос. Немецкие врачи подтвердили, что Лискин перенес психологическую травму. Причиной ее стало, мол, то, что он участвовал в войне в Афганистане, а позднее к этому добавились арест и пытки в тульской тюрьме. Депутат Бундестага от СДПГ и специалист по России Рудольф Биндиг (Rudolf Bindig) предполагает, что налоговые правонарушения и политическая деятельность могли привести к тому, что московские органы власти пригрозили Лискину тюрьмой: 'делом Ходорковского, но помельче'.