Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Верный путь к арабской демократии

Арабские лидеры должны знать, что прогресс на пути к демократии будет иметь благоприятные последствия для их отношений с Соединенными Штатами, а отход от этого пути будет иметь последствия негативные

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Администрация Буша совершенно права, поддерживая демократические изменения в арабских странах Ближнего Востока. Вопрос в том, как наилучшим образом обеспечить реализацию этого трудного и хрупкого процесса. Если мы будем действовать слишком напористо, усилится мнение, что мы пытаемся навязать другим собственную волю. Если нам не удастся действовать достаточно энергично, может создаться впечатление, что Америка поддерживает свободу для всех, кроме арабов. Чтобы преуспеть, нам необходимо найти золотую середину, в которой будет сочетаться твердая приверженность принципам демократии и понимание сложности проблем арабского мира.

Администрация Буша совершенно права, поддерживая демократические изменения в арабских странах Ближнего Востока. Вопрос в том, как наилучшим образом обеспечить реализацию этого трудного и хрупкого процесса. Если мы будем действовать слишком напористо, усилится мнение, что мы пытаемся навязать другим собственную волю. Если нам не удастся действовать достаточно энергично, может создаться впечатление, что Америка поддерживает свободу для всех, кроме арабов. Чтобы преуспеть, нам необходимо найти золотую середину, в которой будут сочетаться твердая приверженность принципам демократии и понимание сложности проблем арабского мира.

Несколько месяцев назад мы возглавили рабочую группу экспертов, организованную Советом по международным отношениям для выработки рекомендаций по политике США. В нашем отчете, названном 'В поддержку арабской демократии: почему и как', утверждается, что если у арабов появится возможность мирно и свободно говорить о своих обидах и недовольствах, они будут в меньшей степени склонны обращаться к крайним мерам и в большей - стремиться к созданию открытых и преуспевающих обществ. А содействуя формированию демократических институтов в арабских странах, мы должны помнить, что внезапные и болезненные изменения не являются ни необходимыми, ни желательными. Наша цель должна состоять в продвижении демократической эволюции, а не революции.

Администрация Буша довольно красноречиво говорит о своей приверженности принципам демократии. Но проблема, стоящая перед ней, состоит в том, чтобы эффективно претворить эту приверженность в практические дела в условиях нестабильности в таких местах, как Ирак, Ливан и Сектор Газа. С учетом разнообразия арабского мира необходим особый подход к каждой отдельной стране, однако этот подход в любом случае должен быть основан на соблюдении прав человека и на основополагающих принципах представительного правления. Для оценки достигнутых результатов администрация должна побуждать лидеров арабских государств к разработке 'путей к реформированию' и доведению их до сведения общественности в целях направления ожиданий их граждан и создания ориентиров, по которым можно оценивать темпы проводимых изменений.

Администрация должна с осторожностью предоставлять кредит доверия тем арабским руководителям, которые делают вид, что проводят демократические реформы, а на деле лишь выхолащивают их содержание. Например, президент Египта Хосни Мубарак обратился к парламенту с просьбой разрешить проведение президентских выборов на многопартийной основе. Это выглядит как позитивный шаг. Однако система, которую он предлагает, на практике исключает возможность участия в выборах истинно независимых кандидатов. Поддельную демократию следует изобличать, демонстрируя ее истинный характер.

Конечно, арабские страны создадут свои собственные правила демократии. В той мере, в которой Соединенные Штаты могут влиять на данный процесс, влияние это должно вести к большей открытости. Вашингтону следует поддерживать участие в выборных процессах всех организаций или партий, которые убедительно демонстрируют свое стремление следовать правилам демократии, в том числе, использовать только ненасильственные методы и соблюдать требования конституции. Было бы ошибкой исключать из этой сферы исламистские партии на основании предположений о том, что они изначально недемократичны и склонны к насилию. Самый лучший способ оставить воинствующих экстремистов на обочине данного процесса - это предоставить максимально возможные перспективы мирным силам. В то же время нам следует подчеркивать важность представительства меньшинств. Проходящие в настоящее время дебаты по иракской конституции являются конкретным примером попытки решения данной проблемы. Правящая коалиция обладает легитимностью, потому что она получила поддержку электората. Однако она не сможет эффективно управлять страной, если меньшинства не будут чувствовать себя в безопасности.

Арабские средства массовой информации зачастую несправедливо говорят о Соединенных Штатах. Решение этой проблемы лежит не в том, чтобы оказывать давление или наказывать арабских журналистов, а в том, чтобы поддерживать развитие независимых средств массовой информации. В то же время, публичная дипломатия США должна придать новое значение демократическим реформам. Американский спутниковый канал на арабском языке 'Аль-Хурра' должен, кроме прочего, освещать в стиле телеканала C-SPAN законодательные слушания и политические мероприятия в Соединенных Штатах и других демократических странах. Арабы должны подвергнуться воздействию зрелища свободной политической системы в действии, включая опросы высокопоставленных руководителей представителями общественности и прессы.

Строительство демократии требует политической воли, а также больших организационных и технических навыков. Арабы должны проявить такую волю, а Соединенные Штаты и другие демократические страны обязаны проявить щедрость, делясь своим опытом и знаниями в таких вопросах, как совершенствование образования, борьба с коррупцией, продвижение инвестиций и устранение торговых барьеров. Вашингтону также следует пересмотреть свою визовую политику. При этом он должен сделать так, чтобы те люди из арабских стран, которые представляют опасность, не допускались в нашу страну, а те, кто такой опасности не представляет (а их подавляющее большинство), получали возможность для въезда без унизительных и длительных задержек. Всякого рода обмены между Соединенными Штатами и арабскими странами помогут улучшить понимание между разными культурами.

Арабские лидеры должны знать, что прогресс на пути к демократии будет иметь благоприятные последствия для их отношений с Соединенными Штатами, а отход от этого пути будет иметь последствия негативные. Страны, движущиеся в направлении демократии, должны получать особое внимание при решении вопросов в таких сферах, как торговля и предоставление помощи, а Вашингтон, в свою очередь, обязан дистанцироваться от тех государств, которые и по прошествии времени не будут признавать права своих граждан.

Развитие демократии в арабском мире зависит, как и везде, от внутренних дискуссий о национальном самосознании, об интересах, ценностях и целях. Различие между демократией и сложившейся на сегодня ситуацией состоит в том, что в ней принятие решений зависит от многих, а не от избранных. Это не дает нам гарантий того, что мы согласимся с такими решениями, или что они будут правильными, но это гарантирует их законность. И этого достаточно.

Мадлен Олбрайт, бывшая государственным секретарем при президенте Билле Клинтоне, является руководителем компании Albright Group LLC и главой Национального демократического института. Вин Уэбер, бывший представитель Республиканской партии в Конгрессе от Миннесоты, является председателем Национального фонда за демократию

____________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Мадлен К. Олбрайт: Как помочь выборам на Украине ("The New York Times", США)

Мадлен Олбрайт: "Буш должен извлечь уроки из иракской войны" ("Le Figaro", Франция)