Свои предложения по плану резолюции о реформировании Организации Объединенных Наций Япония, наряду с другими странами добивающаяся того, чтобы стать постоянным членом Совета Безопасности ООН, передаст в следующем месяце.
Это был результат телефонного разговора госсекретаря США Кондолизы Райс и министра иностранных дел Японии Нобутака Матимура. Один телефонный разговор изменил предварительно намеченный план. Однако, хотя предложение и отложено с этого месяца на следующий, перспектива осуществить 'мечту' японской внешней политики остается неясной.
Не стоит и говорить, что японская дипломатия всеми силами борется с другими странами, пытаясь защитить и укрепить интересы и преимущественное положение Японии. То, что в отношениях между странами в реальности присутствует холодный расчет, легко можно понять, взглянув на историю ХХ века.
США, как единственная сверхдержава, стала вести себя так, что не терпит ограничений со стороны ООН. Пример тому - война в Ираке. Если число стран, входящих в Совет Безопасности ООН на постоянной основе, вырастет, то для того, чтобы США могли получать одобрение своему 'свободному поведению', потребуется значительно больше времени и трудов, чем сейчас.
Если смотреть с американской позиции, то в наибольшей степени 'пострадавшими' от расширения постоянного состава Совета Безопасности ООН окажутся именно США. На этот раз госсекретарь Кондолиза Райс указала Японии, что 'еще слишком рано', но дала понять, что вхождение в Совет Безопасности ООН на постоянной основе США заранее санкционируют только Японии.
А истинные мотивы заключаются в том, что можно назвать 'протестом'. Поскольку вхождение в Совет Безопасности ставит своей целью не только Япония, но и Германия, Индия и Бразилия, то это и логически, вероятно, не требует никаких доказательств.
Между тем, Японии в дополнение к американской поддержке ее кандидатуры, надо бы разворачивать свою политику к другим странам. Чрезмерно затянувшийся 'союз Японии и США' становится для нее зависимостью. Ведь для США мир не ограничивается только Японией.
Если вспомнить подробности всего, что предшествовало войне в Ираке, то политическая власть Джорджа Буша не может испытывать симпатий к Германии, и Бразилия не может не угрожать влиянию США в Южной Америке. И в отношении Индии, укрепляющей свое сотрудничество с Китаем, наверняка у США существует некая настороженность.
А когда же у Японии появится возможность проводить самостоятельную политику, которая не будет зависеть от США?
Япония не должна успокаиваться от слов поддержки США, скорее, в высшей степени сосредоточившись, она должна следовать тому, чтобы искать равновесие.
Китай, в свою очередь, 7 июня уже опубликовал документы, которые в полной мере обрисовывают реформы ООН, и потребовал отдать предпочтение 'интересам развивающихся стран' в сравнении с Азией и европейской 'региональной договоренностью'.
Если Китай использует свое право вето на вхождение Японии в Совет Безопасности ООН на постоянной основе, то в результате японо-китайские отношения откатятся назад. Это будет следствием международного общественного мнения, которое по-прежнему настроено на отказ.
С точки зрения защиты интересов того, чтобы Совет Безопасности ООН оставался в ныне действующем составе, интересы у США и Китая совпадают. Из трех других стран, например Россия, с ними солидарна.
Япония, слабо продумывая свои действия, начала терпеть неудачи как в отношениях с Северной Кореей, так и с Россией на переговорах по Северным территориям. Даже войдя в Совет Безопасности ООН, не прекратить ли Японии вести столь бездарную внешнюю политику?
Все существующие ныне трудности можно было предвидеть. 'Страстная мольба Японии', с которой начали обращаться, ничего не объясняя народу. Только и мечтаем, а во внешней политике нет ничего.