Элиты в Соединенных Штатах, в 'старых' и 'новых' странах Европейского союза в целом единодушны в том, что развитие событий в России дает основание для беспокойства, и Запад, дескать, должен на это соответствующим образом реагировать. Это показал опрос, проведенный институтами Kudos Research и APCO по заказу Института Аспена. Были опрошены 900 ведущих представителей политики, экономики и средств массовой информации в Соединенных Штатах, в Германии, Великобритании, Польше, Венгрии, Франции и Бельгии. Кстати, меньше единодушия наблюдается, что касается политики, которую следовало бы проводить евро-атлантическому сообществу по отношению к России и ее руководству.
Джеффри Гедмин (Jeffrey Gedmin), руководитель берлинского Института Аспена, сослался, разъясняя результаты опроса, на 'сворачивание принципов правового государства и вмешательство России в дела соседних с ней государств'. Наблюдаемый отход России от демократии и принципов правового государства, дескать, рассматривается как процесс, затрагивающий интересы Запада. Опрос также показал, что почти 90 процентов опрошенных в Европе и 49 процентов - в Соединенных Штатах следили за процессом против главы российского концерна ЮКОС Михаила Ходорковского через средства массовой информации. Состоятельный и одновременно амбициозный в политическом плане предприниматель был приговорен в ходе сомнительного судебного процесса к девяти годам лишения свободы за экономические преступления. Большинство опрошенных, прежде всего, в Соединенных Штатах и в Европе, считают процесс нечестным и политически мотивированным.
От 65 до 85 процентов опрошенных во всех регионах считают, что Запад обязан поставить свои отношения с Россией в зависимость от ее позиции к демократическим реформам и не допускать вмешательства Москвы в дела других государств. Впрочем, есть и видимые разногласия в оценке будущей политики в отношении России. Если западные европейцы - чаще за 'более мягкую позицию' по отношению к России, то большинство опрошенных в Америке и в восточноевропейских странах - за более жесткий подход к ней. Так, в Западной Европе только 46 процентов опрошенных видят в России процесс развития недемократических тенденций.
В Западной Европе также со сравнительно большим пониманием относятся к стремлению российского государства взять под свой контроль сырьевые отрасли экономики, в то время как в Соединенных Штатах и в 'новых' странах ЕС это рассматривается, как попытка Москвы получить средство оказания давления на страны-потребители.
В то же время на востоке Европы в оценках опрошенных находят должное отражение существующие экономические связи и взаимное доверие: в новых странах ЕС только 26 процентов опрошенных считают инвестиционный климат для иностранных предпринимателей в России неблагоприятным, в то время как в Западной Европе - 41, а в США - 56 процентов.
Что касается вопроса введения санкций против Москвы, например, из-за ее действий в Чечне, то в пользу таких мер высказывается лишь незначительное меньшинство. Большинство опрошенных представителей элиты, например, против исключения России из 'Большой восьмерки' и отказа ей в приеме во Всемирную торговую организацию.