Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Во времена коммунистического правления первым словом, приходившим в голову при упоминании советского политического режима, был 'гулаг'. При Михаиле Горбачеве 'словом дня' стала 'перестройка'. После распада Советского Союза в 1991 году мы мечтали о том, чтобы нашу страну ассоциировали с понятием 'демократия'. Однако все обернулось не совсем так, как мы ожидали: страну стали гораздо больше ассоциировать не с 'демократией', а с 'коррупцией'.

Во времена коммунистического правления первым словом, приходившим в голову при упоминании советского политического режима, был 'гулаг'. При Михаиле Горбачеве 'словом дня' стала 'перестройка'. После распада Советского Союза в 1991 году мы мечтали о том, чтобы нашу страну ассоциировали с понятием 'демократия'. Однако все обернулось не совсем так, как мы ожидали: страну стали гораздо больше ассоциировать не с 'демократией', а с 'коррупцией'.

Советская бюрократия упустила историческую возможность, данную ей либеральными реформаторами, и вновь занялась перераспределением активов и ресурсов в собственную пользу, оставив большинству населения сущие крохи. Недавний суд над Михаилом Ходорковским, закончившийся обвинительным приговором и вызвавший серьезный резонанс на Западе, никого не должен отвлекать от всеобъемлющего характера этой проблемы. Малые и средние предприятия, на которых в любой индустриально развитой стране держится стабильный экономический рост и благополучие среднего класса, душат, с одной стороны, государственная система, и, с другой, организованная преступность.

Вроде бы не изменилось ровным счетом ничего. Чиновники до сих пор управляют ключевыми отраслями экономики посредством корпораций с государственным капиталом. Стратегически важные отрасли угасают в результате неэффективного и безответственного управления государственной собственностью (причем 'государственная собственность', как правило, означает, что за нее никто конкретно не отвечает), как произошло, к примеру, с авиапроизводством. На долю России, некогда одного из крупнейших в мире производителей гражданских самолетов, сегодня на этом рынке приходится всего один процент.

Однако кое-кому государственный контроль все же приносит прибыль - самим чиновникам. 'Скромные' государственные служащие из России приобретают яхты и роскошные виллы, о чем на Западе все знают и открыто их за это презирают. Коррупция и связанная с нею - и ею же порождаемая - преступная деятельность уже стали крупнейшей политической проблемой: коррумпированные чиновники продолжают, в попытке сохранить контроль над российским обществом, искажать картину социально-экономического прогресса.

Действительно, жизнь в сегодняшней России не идет ни в какое сравнение с жизнью во времена Советского Союза.

Сегодня у нас есть независимые средства массовой информации - хотя их деятельности и чинятся различные весьма серьезные препятствия, - у наших граждан есть возможность создавать политические партии и участвовать в свободных выборах. Однако после недолгого периода либерализма в стране появилась новая политическая система - система, тонко манипулирующая массовым сознанием российских граждан. Власть не подавляет политическую оппозицию - она просто насаждает собственную позицию с помощью СМИ, которые боятся вызвать раздражение государственных органов. Нет ничего удивительного в том, что в телевизионных репортажах появляются только лояльные власти политики, с тем чтобы максимально облегчить этим тщательно отобранным 'преемникам' захват полного контроля над ключевыми политическими партиями.

Долго такая политическая система просуществовать не сможет. Подобная политическая система - это анахронизм, не дающий нормально развиваться свободному обществу. Не случайно российская публика благожелательно отреагировала на заявление президента Владимира Путина, сделанное им 25 апреля, в котором он объявил 'крестовый поход' против коррупционеров. Я оптимист и верю в то, что этот поход закончится победой российского народа, что народ вновь обретет право голоса, и в стране после 15 лет трудных реформ наконец станут актуальными демократические ценности.

Резкая критика Запада и заявления о том, что Россия сошла с пути демократии и рыночных реформ, в определенной степени оправданны. Повседневная реальность в России, стремящейся преодолеть свое авторитарное прошлое, до сих пор омрачена атаками бюрократии на либеральные ценности, использованием фискальных органов в качестве политических и экономических инструментов и попытками контролировать суды, которые должны быть независимы от государства. Однако в то же время многие люди в России настолько негативно реагируют на подобную критику из-за границы, что для демократических сил внутри страны она оборачивается лишь большими проблемами.

Наши друзья в европейских и американских политических и деловых кругах должны оказать нам неоценимую помощь, без которой нам трудно бороться с монстром российской бюрократии. Западные компании должны отказаться вести бизнес с нечестными представителями государственных компаний и должны перестать платить взятки российским чиновникам. Такие иностранные государства, как Соединенные Штаты, должны ясно определить свою позицию: они не приветствуют коррумпированный бизнес. Международные правоохранительные органы должны ужесточить контроль над попытками отмывания денег, вывозимых из России. Все это в конечном итоге должно лишить высокопоставленных российских бюрократов возможности контролировать экономику и общество нашей страны.

Конечным итогом антикоррупционного похода под предводительством президента Путина, если ему будет оказана столь необходимая нам поддержка Запада, станет неизбежный распад системы российской 'управляемой демократии', и настанет конец грязным делишкам теневых бюрократов, тормозящих рост страны.

Александр Лебедев - депутат российской Думы.

____________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Свобода пустила корни в России ("The Boston Globe", США)