Российские государственные концерны любят играть в прятки. Дефицит прозрачности и недостаточная защищенность прав миноритарных акционеров - главные отличительные черты деятельности концернов, контрольный пакет акций которых находится в руках государства. К такому выводу приходит в своем исследовании рейтинговое агентство Standard & Poor's (S&P). S&P провело исследование деятельности одиннадцати российских государственных концернов, общая капитализация которых составляет более 150 миллиардов долларов США. Акции шести из них котируются на бирже. Согласно S&P, государственные концерны имеют по шкале деловой этики и прозрачности (индекс транспарентности) в среднем 47 процентов. У десяти крупнейших частных предприятий России положение, по сравнению с ними, значительно лучше, у них коэффициент - 52 процента. Аналогичные предприятия в Европе и в США, находящиеся в руках государства, имеют, согласно исследованию, средний коэффициент 63 процента.
В качестве критерия S&P использовало, в частности, информационную политику, прозрачность приобретений или заимствований, а также защиту интересов миноритарных акционеров и кредиторов. За максимальную величину индекса были взяты 100 процентов.
'Наши результаты подтверждают, что прозрачность предприятий, находящихся под контролем государства, страдает оттого, что правительство и отдельные государственные служащие используют свое влияние на предприятия в политических или в личных целях. Эти цели с экономической точки зрения зачастую контрпродуктивны и не в интересах инвесторов', - говорит Юлия Кочетыгова, одна из авторов доклада по итогам исследования. По ее словам, прозрачность обязательна, в конце концов, представители государства 'подотчетны перед кредиторами, миноритарными акционерами, налогоплательщиками и обществом'.
Доклад появился в тот момент, когда президент Путин последовательно усиливает влияние государства на экономику, зачисляет в разряд 'стратегически важных' целые сектора и тем самым стремится поставить заслон частным инвесторам.
В исследовании приводятся некоторые особенно яркие примеры бесхозяйственности. Так, авторы считают подозрительным нефтяной концерн 'Татнефть'. Из-за ошибки в подсчетах концерн на протяжении года давал неверные данные о прибыли и не представил годовой отчет. Помимо этого нефтяной концерн выделял кредиты правительству Татарстана.
Не менее скандальной является история с принудительным банкротством нефтяной компании 'Юганскнефтегаз', входившей в состав концерна ЮКОС. Компанию приобрел за 7 миллиардов евро через подставные фирмы государственный концерн 'Роснефть'. Как считает S&P, дефицит прозрачности создает 'идеальную почву для коррупции'.