В Вашей статье 'Россия, Европейский Союз и энергия' (FAZ от 9 мая) Вы объясняете, что взаимная зависимость Российской Федерации и Европейского Союза особенно явно прослеживается в энергетической политике.
К сожалению, на мой взгляд, в Западной Европе это широко распространенное заблуждение. Это Западная Европа зависит от России. Россия имеет возможность выбирать, в какие регионы она будет осуществлять поставки, потому что энергия - вещь дефицитная. Западная Европа крупнейший получатель российского природного газа и нефти. Хорошими альтернативными и дополнительными рынками являются Китай, Соединенные Штаты и Индия, что обеспечивает для России особенно сильные исходные позиции на переговорах с ЕС.
В энергетической политике Россия может обойтись и без ЕС. И если мы в Западной Европе хотим обеспечить себя энергией, то должны сотрудничать с Россией и понимать российские интересы. А российские интересы состоят, в частности, в том, чтобы участвовать в получении прибыли от сбыта конечной продукции, в получении западной технологии и ноу-хау для буровых платформ.
Только что Wintershall, дочернее предприятие концерна BASF, разрешило 'Газпрому' увеличить свою долю в совместном сбытовом предприятии и за это может совместно с 'Газпромом' разрабатывать Южно-Русское газовое месторождение. Кроме того, дочернее предприятие Wintershall, Megatron, участвует в работе с буровыми платформами на Каспийском море. Доля Ruhrgas, дочернего предприятия концерна Eon, в 'Газпроме' составляет 7%.
Это хорошее начало для сотрудничества в сфере энергетики, и его надо развивать. Но нам нужно распрощаться с мыслью, что в сфере энергетической политики Россия зависит от ЕС.
Йоганнес Рат, г. Мюнстер