Беседа корреспондента РФИ, Ромена Гогелена, с Арно Дюбьеном (Arnaud Dubien), специалистом по России Института международных и стратегических отношений IRIS.
Вопрос: Генеральный секретарь НАТО, Яап де Хооп Схеффер, призвал Россию подписать договор с Молдавией и прекратить оказывать поддержку приднестровским сепаратистам. Арно Дюбьен, Вы являетесь специалистом по названному региону. В чем суть данного конфликта между НАТО и Россией?
А.Д.: Добрый день. Прежде всего, Генеральный Секретарь напомнил России о взятых ею в 1999 году на саммите в Стамбуле обязательствах по сокращению военного присутствия в двух бывших республиках СССР - Молдавии и Грузии. Применительно к Молдавии речь идет о частях 14-й армии, в количестве 2-х тысяч человек, составляющих костяк российского контингента на территории Приднестровья. Российские военные находятся в регионе еще с советских времен, а в период приднестровского конфликта 1992 года играли роль 'разделительного барьера' между противоборствующими сторонами.
Вот уже свыше 10 лет Россия отказывается вывести 14-ю армию из Приднестровья, считая подобный шаг преждевременным в контексте возможного очередного военного столкновения.
Вопрос: Обратимся к другому проблемному региону - Южной Осетии, формально входящей в состав Грузии, но остающейся под полным контролем России. В чем причина разногласий между НАТО и Россией в этом случае?
А.Д.: Здесь речь идет о российско-грузинских отношениях и их влиянии на контакты России с западным миром. Южная Осетия всегда стремилась к самостоятельности, еще с конца 80-х годов. В то время в Грузии правил президент - ультра-националист Звиад Гамсахурдия, своего рода грузинский Милошевич, отменивший автономию двух кавказских республик: Южной Осетии и Абхазии. И тех, и других это не устроило - в регионе начались вооруженные столкновения, а абхазы даже выразили желание воссоединиться с Россией.
Вопрос: Новый президент Грузии, Саакашвили, всеми силами стремится вступить в НАТО. В ходе своей поездки в Тбилиси Джордж Буш связал возможность присоединения Грузии к Атлантическому Альянсу с решением конфликтов в Абхазии и Южной Осетии. Россию это совсем не устраивает. . .
А.Д.: В последние годы новые руководители бывших союзных республик стараются держать курс на ЕС и США. Это невозможно по политическим, географическим, военным и экономическим причинам. Несмотря на ослабление позиций России в регионе, на постоянное давление, оказываемое США и их союзниками, Россия остается одним из ключевых актеров на внешнеполитической арене. А военное решение конфликта на Кавказе кажется мне бессмысленной авантюрой.
Вопрос: Какова может быть роль НАТО в решении конфликта?
А.Д.: НАТО играет все более значительную роль на территории бывшего СССР. Среднесрочной задачей Альянса является принятие в свои ряды, как минимум, двух стран Восточного блока: Грузии и Украины. Правда, сделать это будет достаточно проблематично, как по географическим, так и по политическим причинам. Не следует также забывать и об Азербайджане. . .
Если же говорить о потенциальном участии войск НАТО совместно с российскими военными или же без них в решении конфликтов вблизи границ России, то, конечно, НАТО хотел бы уменьшить влияние России в регионах и отстранить ее от выполнения посреднических миротворческих функций. Однако это не так-то просто сделать. Россия является членом ООН, и с точки зрения международного права нет никаких причин для замены ее контингентов на солдат НАТО.
Вопрос: Можно ли говорить о том, что Россия сознательно использует конфликты в Абхазии, Южной Осетии и Молдавии для ослабления позиций правительств Грузии и Молдавии и роста своего влияния?
А.Д.: Безусловно, данная политика взята Москвой на вооружение еще с 1991-1992 годов и реализуется весьма успешно. Кремль задействовал все рычаги давления на руководства бывших республик для создания своего рода оборонительного рубежа вдоль своих границ и действенного противостояния экспансии НАТО на восток.