Военная реализация односторонней внешней политики администрации Джорджа Буша приводит к значительным изменениям в мировых геостратегических союзах. Наиболее значительное из этих изменений - формирование нового 'треугольника', состоящего из Китая, Ирана и России.
Связи между Москвой и Пекином, становящиеся за последние 18 месяцев все более тесными, являются важным геополитическим событием, которое прошло практически незамеченным. Премьер-министр Китая Вэнь Цзябао посетил Россию в сентябре 2004 г. В октябре 2004г. президент Владимир Путин нанес ответный визит в Китай. Во время октябрьской встречи власти и Китая и России заявили, что российско-китайские отношения достигли 'несравнимых высот'. В дополнение к решению существовавших долгое время пограничных проблем, Москва и Пекин договорились о проведении совместных военных учений в 2005 г. Это будут первые русско-китайские крупномасштабные учения с 1958 г.
Совместные военные учения дополняют быстро растущую торговлю оружием между Москвой и Пекином. Китай - крупнейший заказчик российского военного оборудования. Сообщалось, что в 2004 году Китай заключил контракты на поставку оружия из России на сумму в более чем 2 миллиарда долларов. В эти контракты также входили соглашения на поставку военных кораблей, подводных лодок, ракетных комплексов и самолетов. По заявлениям бывшего начальника Генштаба Анатолия Квашнина, 'наш оборонный промышленный комплекс работает на эту страну [Китай], поставляя последние модели вооружений и военного оборудования, которых нет у российской армии'. Отношения двух стран не ограничены торговлей вооружениями. За последние пять лет объем невоенной торговли между Китаем и Россией рос в среднем почти на 20 процентов в год. Москва и Пекин планируют в 2010 г. достигнуть показателя в 60 миллиардов долларов в сфере невоенной торговли, увеличив эту сумму с 20 миллиардов, зафиксированных в 2004 г. Один из ключевых компонентов торговли - экспорт российской энергии в Китай.
В начале 2005 года Москва согласилась удвоить экспорт электричества в Китай, увеличив этот показатель до 800 миллионов киловатт/часов к 2006 г. Официальные представители российской монопольной электрической компании РАО 'ЕЭС России' также добиваются китайских инвестиций для развития и обновления российской электросистемы. В октябре 2004 года Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) и 'Газпром' подписали серию соглашений, направленных на изучение того, как лучше всего Россия может поставлять природный газ в Китай. В то же время, Россия подписала конкретные контракты с Китаем на экспорт нефти.
Планируется, что в 2005 году поставки нефти из России в Китай достигнут 10 миллионов тонн, и увеличатся до 15 миллионов тонн в 2006 г. Вся поставка будет осуществляться железнодорожным транспортом. Однако это соглашение отошло на второй план после начала переговоров по строительству нефтепровода из Сибири в северный Китай. Россия планировала строительство нефтепровода, ведущего в Китай, уже на протяжении почти 10 лет. В 2002 году планы по строительству этого нефтепровода получили поддержку, когда Москва пообещала инвестировать 2 миллиарда долларов в строительство нефтепровода, который будет пролегать между сибирским городом Ангарск и Дацином в северо-восточном Китае.
В конце 2004 года российские официальные лица объявили, что будущий 'мега' нефтепровод, вместо того, чтобы идти в Китай, будет заканчиваться в Находке. Япония приложила немало усилий по лоббированию такого варианта проекта, предложив Москве профинансировать весь проект, предполагаемая стоимость которого будет превышать 10 миллиардов долларов. Вдобавок к этому с готовностью появившемуся источнику финансирования, трубопровод до Находки пройдет полностью по российской территории, что обеспечит Москве полный контроль над нефтяным потоком.
Многие аналитики видели в таком решении Москвы удар по ее отношениям с Китаем. Однако, хотя нефтепровод не будет заканчиваться в Китае, он будет проходить на расстоянии примерно 65 км от границы России с Китаем. Создание ответвления до Китая не будет затратным, при этом это диверсифицирует рынок притоком нефти, который по ожиданиям достигнет 80 миллионов тонн в год. Другими словами, зачем Москве или Пекину финансировать восточный нефтепровод, когда Токио делает все возможное, чтобы предоставить такое финансирование?
Еще больше об углублении российско-китайских энергетических отношений свидетельствуют обстоятельства ренационализации главного нефтяного гиганта ЮКОСа. ЮКОС был единственной компанией, экспортировавшей нефть в Китай. Российское правительство эффективно ренационализировало ЮКОС в конце 2004 года, когда конфисковало 'Юганскнефтегаз' - его основное добывающее подразделение, и выставило его на аукцион для продавца, который предложит самую высокую цену. 'Юганскнефтегаз', расположенный в Сибири - второй по величине производитель нефти в России.
Путем несколько запутанных комбинаций 'Юганскнефтегаз' был приобретен государственной компанией 'Роснефть' за 9.3 миллиарда долларов. В декабре 2004 г. министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко предложил Китайской национальной нефтегазовой корпорации 20% акции 'Юганскнефтегаза'. В феврале 2005 года министр финансов Алексей Кудрин заявил, что китайские банки предоставили 'Роснефти' 6 миллиардов долларов на покупку 'Юганскнефтегаза'. Финансирование было обеспечено долгосрочными контрактами на поставку нефти, подписанными 'Роснефтью' и CNPC.
Остается неясным, владеет ли CNPC долей 'Юганскнефтегаза'. Тем не менее, в марте российские власти одобрили слияние государственных компаний 'Газпром' и 'Роснефть'. Это слияние не затрагивает 'Юганскнефтегаз', который останется отдельной государственной компанией. Возможно, 'Юганскнефтегаз' был оставлен особняком специально для облегчения китайских инвестиций в эту компанию.
Участие Китая в ренационализации ЮКОСа представляет собой наиболее значительное иностранное участие в хорошо охраняемом Россией нефтяном секторе. CNPC также задействована в нескольких совместных с 'Газпромом' проектах. Сюда можно отнести проекты по разработке энергетических запасов в Иране, на который приходится наибольший объем китайских инвестиций в энергетику.
Теплое отношение Пекина и Москвы к Тегерану
В марте 2004 г. китайская государственная нефтеторговая компания 'Zhuhai Zhenrong Corp' заключила 25-летнее соглашение на импорт 110 миллионов тонн сжиженного природного газа из Ирана. Вслед за этим последовала еще более крупная сделка между еще одной государственной нефтяной компанией 'Синопек' и Ираном, которая была заключена в октябре 2004 г. Эта сделка стоимостью примерно 100 миллиардов долларов позволит Китаю импортировать дополнительные 250 миллионов тонн сжиженного газа из иранского месторождения Ядаваран на протяжении 25 лет. В дополнение к газу, согласно соглашению по Ядаваран Китай будет получать 150 тысяч баррелей в день сырой нефти в течение того же периода.
Эта огромная сделка также привлекает к себе значительные китайские инвестиции в разведку энергоресурсов Ирана, бурение и производство вместе с инвестициями в нефтехимическую и газовую инфраструктуру. Полностью объем инвестиций Китая в энергетический сектор Ирана может превысить 100 миллиардов в следующие 25 лет. В конце 2004 г. Китай стал главным рынком для экспорта иранской нефти. Кроме контрактов на поставку нефти и природного газа, значительные инвестиции, которые осуществляют китайские нефтяные компании в иранский энергетический сектор, нарушают американский режим санкций против Ирана и Ливии. Этот закон налагает взыскание на иностранные компании, которые инвестируют более 20 миллионов долларов в Ливию или Иран.
Уклонение от американских законов не является чем-либо новым для Китая. Пекин, также как Москва, обеспечивал Тегеран современными ракетами и ракетными технологиями начиная с середины 80-х гг. В дополнение к противокорабельным ракетам, таким как 'Шелкопряд' (Silkworm), Китай продавал Ирану крылатые ракеты 'земля-земля' и, вместе с Россией, помогал Ирану в разработке баллистических ракет дальнего действия. Эта помощь включала в себя разработку иранских ракет 'Шихаб-3' и 'Шихаб-4' с радиусом действия примерно 2 000 километров. По сообщениям, Иран также разрабатывает ракеты с радиусом действия, приближающимся к 3 000 км.
В конце 2004 года бывший государственный секретарь США Колин Пауэлл заявил, что Иран работает над переделкой своих баллистических ракет дальнего радиуса действия для того, чтобы они были способны нести ядерные боеголовки. Считается, что Китай также производил несколько новых типов управляемых противокорабельных ракет для Ирана в 2004 году. Продажа Китаем и Россией ракет и ракетных технологий, также как помощь в разработке ракет, противоречит закону США от 2000 года о запрете поставок в Иран технологий, товаров и услуг, нарушающих режим нераспространения ОМП и средств его доставки. В соглашении специально зафиксировано, что 'санкции будут применены по отношениям к тем странам, чьи компании оказывают помощь Ирану в его попытках получить оружие массового поражения и ракетные системы доставки'.
За последние несколько лет ряд китайских и российских компаний был подвергнут санкциям со стороны США из-за продажи ракет и ракетных технологий Ирану. Вместо того чтобы замедлить или остановить сделки такого рода, темпы приобретения и разработки ракет Ираном лишь увеличились. Подобно отношениям между Китаем и Россией, а также между Китаем и Ираном, отношения России с Ираном также получили значительное развитие за последние 18 месяцев. В дополнение к увеличившемуся российскому инвестированию в Иран и процветающей торговле оружием между двумя странами, Россия в значительной степени вовлечена в нарождающуюся атомную энергетическую промышленность Ирана.
После многочисленных пререканий и неоднократного вмешательства со стороны США, Россия и Иран, в конце концов, подписали в феврале соглашение, которое открыло путь поставкам российского ядерного топлива на иранскую АЭС в Бушере. Основной заботой Вашингтона по Бушеру является планируемое использование отработанного ядерного топлива с АЭС. От топлива можно избавиться, его можно переработать или использовать в производстве оружейного плутония. В попытке убедить Вашингтон, что последняя из перечисленных возможностей не будет допущена, Москва обещала, что все использованное топливо из Бушера будет возвращено в Россию.
Тем не менее, Вашингтон продолжает считать, что запуск АЭС в Бушере ускорит предполагаемую программу разработки ядерного оружия Тегерана. Хотя доказательств наличия оружейной программы Тегерана мало, Соединенные Штаты по-прежнему убеждены, что Иран с помощью России работает над разработкой ядерного оружия.
Новый геостратегический союз
Вместе с торговлей энергией, инвестициями и экономическим развитием, союз Китая, Ирана и России также способствует проведению согласованного внешнеполитического курса. Китай, Иран и Россия имеют идентичную внешнеполитическую позицию по вопросам Тайваня и Чечни. Китай и Иран полностью поддерживают войну путинского правительства против чеченских сепаратистов (вопреки самопровозглашенному статусу Ирана как 'исламской республики'). Россия и Иран поддерживают пекинскую политику 'одного Китая'. Недавнее обнародование Китаем закона о предотвращении раскола страны, который нацелен на то, чтобы сделать ясным неприятие Пекином независимости Тайваня, было тепло воспринято в Москве и Тегеране.
Наиболее непреодолимый аспект этого сотрудничества проявляется в поддержке Китаем и Россией атомной энергетической программы Ирана, которая является постоянным объектом критики. Правительство Путина последовательно утверждало, что Россия не поддержит резолюции Совета Безопасности ООН, которые будут осуждать иранскую атомную энергетическую программу или предусматривать экономические санкции против Ирана. В феврале Путин сказал, что он убежден в том, что Иран не стремится разработать ядерное оружие, и объявил о планах посетить эту страну непосредственно перед своей встречей с президентом Бушем в качестве поддержки Тегерана.
Пекин придерживается той же негативной позиции, что и Москва по отношению к действиям ООН против Ирана. После заключения исторического соглашения по газу и нефти между Китаем и Ираном в октябре 2004 г., министр иностранных дел Китая Ли Чжаосин объявил, что Китай не поддержит действия Совета Безопасности ООН против иранской программы атомной энергии. Противодействие Москвы и Пекина действиям ООН против Ирана является значительным, потому что обе страны обладают правом вето в Совете Безопасности ООН.
Поддержка атомной энергетической программы Тегерана Москвой и Пекином показывает главную побудительную силу, которая стоит за осью Китай-Иран-Россия - противостояние односторонности и глобальным гегемоническим стремлениям США. Для Пекина и Москвы это означает уменьшение американского влияния в Азии, Центральной Азии и Ближнем Востоке. Для режима в Тегеране отчаянная защита от США является вопросом выживания.
Совместное заявление, сделанное по итогам государственного визита Путина в Китай в октябре 2004г., являлось ясным указанием на отвращение Пекина и Москвы по отношению к односторонней внешней политике администрации Буша. В заявление отмечалось, что Китай и Россия 'считают, что существует срочная необходимость (разрешать) международные споры под председательством ООН и разрешать кризис на базе универсально признанных принципов международного права. Любое насильственное действие должно быть предпринято лишь с одобрения Совета Безопасности ООН и осуществлено под его контролем. . .'.
Через две недели после того, как было опубликовано это заявление, и как раз перед президентскими выборами в Соединенных Штатах, позиция Пекина по односторонней политике США опять была ясно высказана бывшим министром иностранных дел Китая Цянь Цичэнем - возможно самым выдающимся китайским дипломатом.
В своей статье, опубликованной в государственной 'China Daily', Цянь выступил с резкой критикой односторонней политики Вашингтона: 'Соединенные Штаты усилили свой контроль над Ближним Востоком, Центральной, Юго-Восточной и Северо-Восточной Азией'. Он отметил, что этот контроль 'доказывает, что антитеррористическая компания Вашингтона уже давно вышла за рамки самообороны'. Цянь продолжил, заявив, что 'операция США в Ираке заставила мусульманский мир и арабские страны поверить, что сверхдержава уже видит их в качестве мишени своей амбициозной программы демократических реформ'.
Для Китая и России 'программа демократических реформ' Вашингтона является плохо замаскированным методом смещать военным способом недружественные режимы для того, чтобы обеспечить превосходство своей страны как единственной мировой сверхдержавы. Союз Китая, Ирана и России может быть расценен как контрудар Пекина и Москвы против глобальных амбиций Вашингтона. С этой точки зрения, Иран является необходимым для того, чтобы мешать достижению внешнеполитических целей администрации Буша. Именно поэтому Пекин и Москва усилили свои экономические и дипломатические связи с Тегераном. Это также является причиной того, почему Пекин и Москва предоставляют Тегерану все более современное оружие.