14 июня 2005 года. Сообщения о том, что иракское посольство в Москве, якобы, помогало Багдаду использовать в своих интересах программу Организации Объединенных Наций (ООН) "Нефть в обмен на продовольствие", стало новой точкой воспламенения для и без того уже неустойчивых американо-российских отношений.
Бывшие сотрудники иракского посольства в Москве и американские следователи заявляют, что в течение 3 лет, предшествовавших вторжению в Ирак войск коалиции во главе с США, в рамках сложной схемы "отката" через посольство осуществлялась пересылка наличных денег для правительства Саддама Хусейна (Saddam Hussein) в качестве платы за прибыльные нефтяные контракты по программе ООН "Нефть в обмен на продовольствие".
Следователей интересует, прежде всего, осуществлялась ли эта схема при активном участии Кремля или же она была просто частью темного и нередко коррумпированного делового климата, который расцвел в России после краха Советского Союза. Срастание правительства с бизнесом в России - многие компании либо формально принадлежат государству, либо находятся под неофициальным контролем влиятельных политических или военных личностей - делает этот вопрос еще более трудноразрешимым.
Явные свидетельства того, что Кремль срывал санкции ООН, или что несогласие России с вторжением США в Ирак было мотивировано финансовыми соображениями, подорвали бы доверие Вашингтона к Москве в момент, когда США и без того уже проявляют настороженность к президенту Владимиру Путину и к тому, что многие считают его отходом от демократии и экономических перемен. Критики Кремля в США говорят, что этот скандал доказывает, что Россия является ненадежным партнером в международных делах и активно стремится противодействовать интересам США.
Россияне утверждают, что расследование в связи с программой "Нефть в обмен на продовольствие" является сфабрикованным политическим делом, которое имеет целью наказать Москву за ее противодействие иракской войне, замаскировать тот факт, что США так никогда и не нашли в Ираке никакого оружия массового поражения (ОМП), и ослабить международное влияние России. Кремль заявляет, что его несогласие с войной было мотивировано национальными интересами России, а не деньгами. В то же время высокопоставленные политические фигуры в Москве, включая бывшего главу президентской администрации, отрицают, что осуществляли какие-то выплаты.
Следователи США и ООН говорят, что тот обветшалый переулок, где находится иракское посольство, был сценой необычных отношений, которые помогали режиму г-на Хусейна пережить трудные годы эмбарго ООН. По свидетельству бывших служащих посольства и американских следователей, каждые несколько дней к стоянке рядом с посольством, обветшалым трехэтажным особняком с отваливающейся со стен желтой краской, расположенным в нескольких кварталах от Министерства иностранных дел России, подкатывали внедорожники. Из машин выходили телохранители и бухгалтеры и исчезали в здании посольства вместе с вещевыми мешками, в которых лежали упакованные в пачки 100-долларовые купюры. Эти деньги закладывались в сейф посольства, затем загружались в дипломатические вализы и отправлялись в Багдад.
Как утверждают следователи США и доклад бывшего американского искателя ОМП в Ираке Чарльза Дюльфера (Charles Duelfer), эти деньги, в конечном итоге, оказывались на тайных банковских счетах правительства г-на Хусейна. Предполагалось, что выдаваемые ООН нефтяные квоты позволят Ираку продавать свою нефть и использовать полученные доходы для приобретения продовольствия и других гуманитарных товаров. Большая часть фондов была использована по назначению. Но с годами взятки стали жизненно необходимыми для режима г-на Хусейна, который старался удержаться на плаву под международным давлением.
"Для Багдада торговля в рамках программы 'Нефть в обмен на продовольствие' была способом получения правительством Саддама Хусейна незаконных денег, - говорит нынешний посол Ирака в России Абдул Мостафа (Abdul Mostafa). - Саддам надеялся, что таким способом он сможет также купить влияние в таких местах, как Россия, а также Франция и Китай. . . Удалось ли ему это, вопрос для следователей". Россия получила третью часть всех нефтяных квот в соответствии с программой ООН.
По словам г-на Мостафы, посольство играло центральную роль в незаконной переправке денег режиму Хусейна. "Существовала сложная система обхода санкций ООН", - говорит он. Махинации посольства с программой "Нефть в обмен на продовольствие" были в прошлом месяце описаны в докладе одного сенатского комитета США, который базируется на интервью с иракскими чиновниками, включая Тарика Азиза (Tariq Aziz), бывшего заместителя премьер-министра Ирака. Американские следователи утверждают, что в период с 2000 года и до середины 2002 года, когда г-н Хусейн перестал использовать систему дополнительных выплат, через посольство было переправлено до 90 млн. долл. нелегальных взяток. В прошлом месяце сенат США опубликовал два доклада о роли России в скандале с программой "Нефть в обмен на продовольствие"; ожидается, что Россия окажется в фокусе предстоящего доклада назначенной ООН комиссии по расследованию этого же дела.
Утверждения о получении "отката" наличными деньгами являются "выдумкой, как и то, что у Саддама Хусейна было ОМП", - заявляет Сергей Исаков, глава компании "Russian Engineering", которая фигурировала в докладе сената США и якобы брала иракскую нефть для Александра Волошина, бывшего главы администрации президента Путина. Г-н Волошин отрицает, что он или кто-то из администрации имел какое-либо отношение к торговле нефтью.
Следователи заявляют, что иракское правительство требовало дополнительной платы за каждый баррель (один американский баррель для нефтепродуктов = 158,78-158,95 л) нефти, которую оно раздавало своим деловым или политическим союзникам во всем мире. Получатели, якобы, были готовы платить добавочную цену, потому что иракская нефть была дешевле, чем нефть, продаваемая на открытом рынке. Американские следователи и бывшие сотрудники посольства говорят, что бывший иракский посол в России Аббас Кунфуз (Abbas Qunfuz), якобы, помогал выбрать многих их российских получателей нефтяных квот и осуществлял руководство всей программой "Нефть в обмен на продовольствие". Г-н Кунфуз, проживающий ныне в Москве, отказался помогать расследованию, и связаться с ним для получения комментариев не удалось.
После нападения США на Ирак сотрудники посольства, якобы, сожгли документы в Москве, и американские следователи говорят, что им не удалось точно установить, что именно было уничтожено.