Вчера Михаил Погосян, генеральный директор компании 'Сухой', лидера российского военного самолетостроения, стучал по дереву, демонстрируя в Ле Бурже фюзеляж и выполненный в натуральную величину макет пульта управления RRJ (Russian Regional Jet) - российского регионального самолета. Этот рассчитанный на сто пассажиров рейсовый самолет - последняя карта, поставленная на кон.
Решается вопрос о дальнейшем существовании российского гражданского самолетостроения. С момента развала Советского Союза можно по пальцам пересчитать машины российского производства, приобретенные многочисленными российскими авиакомпаниями. В прошлом году ими были приобретены 2 Ил-96 и один Ту-204. Кроме того, на самолеты прошлого поколения ставятся двигатели западного производства, чтобы приблизить их к требованиям сегодняшнего дня. Компании предпочитают покупать самолеты за границей, несмотря на то, что им приходится платить устрашающую таможенную пошлину. Так в 2004 году они приобрели 29 самолетов иностранного производства. В основном это старые боинги.
'Для российского гражданского самолетостроения проект RRJ является единственным шансом вернуться на мировой рынок', уверяет Мишель Дешлотт (Michel Dechelotte), один из руководителей компании 'Snecma', которая выпускает двигатели для RRJ совместно с российской компанией 'Сатурн'. Понадобилась вся прозорливость Михаила Погосяна, чтобы выбрать в качестве производителей оборудования для RRJ западные компании, в частности, 'Thales' и 'Liebherr'.
'Все, что в этом самолете имеет отношение к высоким технологиям, будет западного производства', признается один из специалистов в Москве. RRJ должен будет с самого начала отвечать мировым стандартам безопасности и конкурентоспособности. При выборе типа самолета Михаил Погосян остановился на машине, рассчитанной на перевозку не более ста пассажиров.
Российские авиакомпании, и в самом деле, остро нуждаются в рейсовых самолетах, рассчитанных на 90-95 пассажиров. Российский самолет станет конкурентом прежде всего для бразильских аналогов производства 'Embraer' и канадской 'Bombardier', менее грозных чем 'Airbus' или 'Boeing'. Американская авиастроительная компания даже решила помочь в получении международных сертификатов для российского регионального самолета, без которых европейские и американские компании не смогут его приобрести. И, наконец, российское государство повлияло на исход битвы, предоставив гарантии и субсидии. И в самом деле, авиапромышленность, в которой занято 500 000 высококвалифицированных работников, признана Москвой стратегической отраслью.