Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
США перебазируют часть своей военной авиации из Узбекистана в Афганистан

Будущее американо-узбекских отношений остается туманным по причине расхождений во взглядах внутри администрации Буша-младшего

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Официальные представители США вчера заявили, что в связи с введением новых ограничений на использование критически важной авиабазы в Узбекистане военное командование США перевело ключевые операции из этой среднеазиатской республики, перебазировав поисково-спасательные самолеты в Афганистан и изменив маршруты полетов тяжелых транспортных самолетов, которые теперь приземляются в соседнем Киргизстане.

15 июня 2005 года. Официальные представители США вчера заявили, что в связи с введением новых ограничений на использование критически важной авиабазы в Узбекистане военное командование США перевело ключевые операции из этой среднеазиатской республики, перебазировав поисково-спасательные самолеты в Афганистан и изменив маршруты полетов тяжелых транспортных самолетов, которые теперь приземляются в соседнем Киргизстане.

Пока это приносит всего лишь незначительные неудобства, сказали официальные представители, но ситуация может стать проблематичной, если позднее в текущем году узбекские власти откажутся восстановить более свободный доступ к авиабазе.

Военное командование США считает расположенную в юго-восточной части Узбекистана крупную авиабазу Карши-Ханабад (условно именуемую К-2) очень важным транспортным узлом системы материально-технического обеспечения. С этой авиабазы до самого последнего времени осуществлялись полеты в интересах поддержки боевых операций против талибов и боевиков "Аль-Каиды" в Афганистане, а также доставлялись гуманитарные грузы в северные районы Афганистана.

Однако узбекский президент Ислам Каримов недавно, после критики в адрес его правительства в связи с расстрелом сотен демонстрантов в Андижане в прошлом месяце, ввел ограничения на использование США этой авиабазы для военных операций. Запрещены, в частности, ночные полеты, а также ограничены полеты самолетов С-17 и других тяжелых транспортных самолетов.

Запрет на ночные полеты является неприемлемым для самолетов HC-130, которые используются в поисково-спасательных операциях, а также в операциях по дозаправке в воздухе других самолетов и, следовательно, должны иметь возможность летать в любое время суток, сказали вышеупомянутые официальные представители США. Соответственно, эти самолеты были перебазированы в Афганистан, на авиабазу Баграм вблизи Кабула.

Однако площадь бетонированных стоянок и особенно запасы топлива на этой авиабазе ограничены, сказал один старший офицер. Топливо на авиабазу подвозят автотранспортом по дорогам, проложенным через узкие горные ущелья, которые в зимнее время могут быть недоступны, отметил он. Далее, хотя самолеты HC-130 уже перебазированы, необходимая им аэродромная техника остается в Узбекистане, что усложняет их обслуживание.

А тем временем тяжелые транспортные самолеты, которые доставляли на узбекскую авиабазу тонны военных грузов и гуманитарной помощи для последующей отправки в Афганистан, теперь приземляются на авиабазе Манас в Киргизстане. Учитывая, что авиабаза Манас, вблизи столицы Бишкек, расположена на многие сотни миль дальше от Афганистана, это изменение означает более продолжительные и дорогостоящие ездки для грузовых автомобилей, которые забирают оттуда грузы, сказали официальные представители.

Менее крупным транспортным самолетам, таким, как С-130, по-прежнему разрешено приземляться на узбекской авиабазе. Однако американское командование изучает возможность перебазирования также и части этих самолетов в другие пункты, сказали официальные представители.

Запрет на ночные полеты стал неожиданным для властей США, но ограничения на тяжелые грузовые самолеты были предсказуемыми, сказал вышеупомянутый старший офицер. Узбекские власти много месяцев жаловались на то, что тяжелые самолеты разрушают старую, построенную в советское время взлетно-посадочную полосу.

Узбекское правительство было в некотором роде разочаровано в связи с тем, что мы не имеем возможности отремонтировать взлетно-посадочную полосу и, таким образом, дать твердые обязательства на более длительный срок", - сказал этот офицер на условиях анонимности, принимая во внимание политическую чувствительность данной темы.

Деньги на улучшение состояния взлетно-посадочной полосы предусмотрены законом о дополнительных ассигнованиях на чрезвычайный случай, который одобрен конгрессом США в прошлом месяце. Однако будущее американо-узбекских отношений остается туманным по причине расхождений во взглядах внутри администрации Буша-младшего (George W. Bush) относительно того, как нужно реагировать на репрессии 13 мая с.г. против демонстрантов в Андижане.

Чиновники Государственного департамента США подчеркивают необходимость принудить Каримова дать разрешение на международное расследование этого кровопролития. Руководство Пентагона волнует то обстоятельство, что существует риск спровоцировать Каримова на дальнейшие ограничения для американских военных.

Вчера Узбекистан был в фокусе совещания на высоком уровне с участием представителей Пентагона, Государственного департамента и Белого дома, а также других правительственных ведомств, сообщили официальные представители. Несколько из них отрицали существование серьезного внутреннего раскола.

"Мы, несмотря на все эти вопли о якобы существующих расхождениях, остаемся очень последовательными, - сказал один высокопоставленный чиновник, который участвовал в обсуждениях. - Мы не позволим, чтобы наша законная заинтересованность в отношении использования К-2 для операций в Афганистане была использована как рычаг давления на нас с целью смягчить наше послание Узбекистану по вопросу соблюдения демократических норм. Мы не собираемся сознательно 'перекрывать кислород' операциям К-2, но мы послали довольно четкие сигналы, что узбекам необходимо действовать правильно".