Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Общепринятое мнение - которое всячески поощряют сами китайцы - состоит в том, что Китай никогда не ввязывается в международные споры, не затрагивающие напрямую его национальным интересам. Китайцы - в отличие от англичан, русских, японцев, французов или американцев - никогда не стремились к влиянию в мировом масштабе

Общепринятое мнение - которое всячески поощряют сами китайцы - состоит в том, что Китай никогда не ввязывается в международные споры, не затрагивающие напрямую его национальным интересам. Китайцы - в отличие от англичан, русских, японцев, французов или американцев - никогда не стремились к влиянию в мировом масштабе. Однако было бы близорукостью полагать, что новый Китай станет непременно следовать этой исторической традиции, особенно сегодня, когда национальные интересы требуют от него искать по всему миру новые источники поставок энергоносителей.

Достаточно привести несколько цифр, и все станет понятно. Китайцы составляют 21% населения планеты, но добыча нефти в стране равна лишь 1,8 % от общемирового объема. 30% нефтяных запасов Китая находятся в провинции Синьцзян, где мусульманское население превышает по численности китайцев-ханьцев, а контроль Пекина над политическими процессами в долгосрочном плане отнюдь не гарантирован. Превратившись в 1993 г. в импортера нефти, Китай сегодня ввозит половину потребляемого объема этого топлива. За последние пять лет импорт нефти Китаем увеличился вдвое, а спрос на нее в стране только за первые шесть месяцев 2004 г. возрос на 40%. По данным за весь 2004 г. на долю Китая пришлось 30% от общемирового роста потребления нефти. Если спрос на нефть в стране будет и дальше расти в среднем на 7% в год (как это происходило в последние 15 лет), к 2022 г. Китай будет ежедневно потреблять по 22 миллионов баррелей - столько же, сколько сегодня потребляют Соединенные Штаты.

Еще много лет назад китайские лидеры пришли к выводу, что Пекин может сохранить в стране внутриполитическую стабильность, если даст гражданам то, чего были лишены жители СССР и стран Варшавского пакта - материальное благосостояние. Благосостояние же зависит от устойчивого долгосрочного экономического роста, а рост зависит от энергоносителей. В условиях сокращения общемирового предложения энергоносителей, необходимость получить доступ к источникам поставок заставляет Китай активно действовать в регионах, которые он никогда ранее не считал сколько-нибудь важными с точки зрения своих национальных интересов - и в этих регионах его 'дорожки' пересекаются с США, а цели двух стран вступают в столкновение.

Взять хотя бы Иран. В ноябре 2004 г. Пекин подписал с Тегераном 'меморандум о взаимопонимании' - предварительное соглашение о крупнейшей в истории Ирана топливно-энергетической сделке. Китай согласился в течение 30 лет закупить у Ирана 250 миллионов тонн сжиженного газа. Кроме того, после того, как китайская государственная топливно-энергетическая компания 'Sinopec' освоит месторождение Ядараван, Иран будет экспортировать в Китай по 150000 баррелей сырой нефти в день. Стоимость сделки оценивается в 70 миллиардов долларов.

Вскоре после этого Пекин публично заявил, что выступает против любых попыток США провести через Совет безопасности ООН решение об эмбарго на иранские поставки энергоносителей в ответ на неспособность Тегерана убедить ооновский надзорный орган - МАГАТЭ - в том, что он продолжает соблюдать условия Договора о нераспространении ядерного оружия. На сегодняшний день Иран достиг с тремя европейскими странами 'смягченной' договоренности по своей ядерной программе, но Вашингтон считает это соглашение недостаточным. Белый дом, возможно, еще поднимет этот вопрос в Совете безопасности - хотя бы для того, чтобы продемонстрировать непригодность ООН в качестве органа по урегулированию конфликтов. Однако масштабная топливно-энергетическая сделка между Китаем и Ираном служит гарантией, что Пекин ни за что не позволит Совету безопасности наказать Иран за несоблюдение Договора о нераспространении. Из-за своей потребности в нефти и газе Китай сегодня заменил Россию в качестве главной силы, препятствующей оказанию эффективного международного давления на Иран, чтобы вынудить его отказаться от планов создания ядерного оружия и прекратить финансирование террористических группировок в Израиле и Ливане.

Погоня Китая за источниками энергоносителей осложняет и усилия Вашингтона по пресечению осуществляемого при поддержке властей геноцида - по определению Белого дома и ООН - в суданской провинции Дарфур. В Дарфуре находятся значительные нефтяные месторождения, и Китайской национальной нефтяной компании принадлежит крупнейшая концессия на их разработку.

Китай выхолостил проект резолюции Совета безопасности, представленный по инициативе США, с требованием к властям Судана о немедленном прекращении насилия в Дарфуре, заменив угрозу 'предпринять дальнейшие действия' против Хартума на обещание 'рассмотреть вопрос о принятии дополнительных мер'. Но даже при голосовании за этот смягченный вариант резолюции Китай воздержался. Кроме того, Китаю удалось разграничить резолюции ООН об отправке в Дарфур миротворческого контингента и предложения о введении против Судана экономических санкций, которые перекрыли бы ему доступ к суданским энергоносителям.

Китай и Соединенные Штаты уже соперничают в борьбе за российскую нефть. США стремятся сократить свою зависимость от поставок энергоносителей из нестабильных стран и регионов - Персидского залива, Венесуэлы, Нигерии - за счет осуществления совместно с Россией проекта по строительству трубопровода для транспортировки нефти из Сибири в тихоокеанский [так в тексте - прим. перев.] порт Мурманск, откуда она на танкерах будет доставляться на западное побережье США [так в тексте. Вероятно, речь идет о восточном побережье - прим. перев.]. Однако Китай тоже хочет заполучить эту нефть, и ведет за нее борьбу.

На российском рынке энергоносителей Китай конкурирует и с Японией - страной, которая является одним из ключевых союзников США и может сыграть роль противовеса китайскому влиянию в Восточной Азии. Япония импортирует 80% потребляемой нефти, и лоббирует в российском правительстве проект строительства трубопровода протяженностью в 2500 миль из Сибири в тихоокеанский порт Находку. Китай, в свою очередь, выступает за прокладку 1400-мильного нефтепровода из Ангарска до города Дацин в провинции Хайлунцзян на северо-востоке Китая. Пока что Японии удается выигрывать в этом соревновании. Но Китай не сдается. Он выступил с контрпредложением о строительстве ответвления находкинского трубопровода, что позволит к 2020 г. поставлять российскую нефть в Китай. Прямое соперничество в борьбе за российскую нефть накладывает свой отпечаток и на другие, весьма острые политические разногласия между Пекином и Токио.

Мощный рост спроса на сырье в Китае, не ограничивающийся только нефтью и газом, привел и к обострению традиционного политического соперничества по всей Азии. Недавние конфликты Пекина с Японией в Восточно-китайском море и с Вьетнамом - в Южно-китайском море еще больше повысили напряженность с точки зрения региональной безопасности. В южной части Южно-китайского моря находятся значительные месторождения нефти и газа. Не исключено, что запасы энергоносителей обнаружатся и на спорных островах Спратли. Конфликты с участием Китая, Японии, Южной Кореи и Тайваня из-за суверенитета над этими районами имеют давнюю историю. Однако из-за того, что готовность Китая отстаивать свои интересы с использованием вооруженных сил увеличивается почти такими же темпами, как его потребность в нефти и газе, их интенсивность возрастает.

Экономическое присутствие Китая ощущается даже в Западном полушарии. 'Sinopec' проявляет интерес к инвестициям в добычу нефти из нефтеносных песков на западе Канады. Компания 'China Minmetals' участвует в тендере на приобретение никелевой компании 'Noranda' со штаб-квартирой в Торонто. Что же касается Южной Америки, то на саммите АТЭС (организации Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества) в Чили в 2004 г. подчеркивалось, что чилийский экспорт в Китай превысил объем поставок из этой страны в Соединенные Штаты. Китай подписал соглашения об эксплуатации топливно-энергетических месторождений с Аргентиной, торговые пакты с Бразилией, и расширяет торговые связи с целым рядом стран Латинской Америки, которая со времен доктрины Монро [внешнеполитическая доктрина, обнародованная в послании президента Дж. Монро конгрессу в 1823 г., предусматривающая невмешательство США в дела европейских стран и невмешательство Европы в дела стран Латинской Америки - прим. перев.] считается сферой влияния Америки.

В соответствии с соглашением, подписанным в прошлом месяце, китайские компании получат права на разработку 15 нефтяных месторождений на востоке Венесуэлы. Благодаря заинтересованности Китая в энергоносителях из Венесуэлы угрозы президента Уго Чавеса прекратить экспорт нефти в США выглядят, пусть ненамного, но более реальными. А поскольку у Китая нет необходимых мощностей по очистке 'тяжелой' венесуэльской нефти, Чавес заявил, что, возможно, разрешит китайцам строить соответствующие перерабатывающие заводы на территории Венесуэлы. Вашингтон не слишком серьезно оценивает вероятность того, что Венесуэла, занимающая четвертое место среди поставщиков нефти в США, действительно перекроет американцам кран. Но раздражение, которое вызывает в США косвенная вовлеченность Пекина в споры между Вашингтоном и Каракасом, способствует усилению антикитайских настроений в Конгрессе.

Вашингтон тревожит не просто усиление конкуренции на собственных задворках. Китай сегодня рассматривает обеспечение энергоносителями как вопрос стратегического значения и зачастую приобретает их по ценам выше рыночных, чтобы покрепче привязать к себе поставщиков. Готовность Пекина переплачивать ради получения гарантированного доступа к источникам поставок приводит к ценовым диспропорциям на рынке, от которых страдают все страны-импортеры нефти. А крупнейшим из этих импортеров являются сами Соединенные Штаты.

Погоня Китая за энергоресурсами Западного полушария приводит к конфликтам между Пекином и Вашингтоном и в сфере безопасности. Ради улучшения отношений с Венесуэлой Китай предоставил в распоряжение правительства Уго Чавеса военных советников и инструкторов. Сообщается, что китайские специалисты еще в 1999 г. приступили к работе в совместном китайско-кубинском центре электронной разведки, созданном на этом карибском острове. В последние годы из всех стран Западного полушария именно Венесуэла и Куба проявляют наибольшую враждебность в отношении интересов США.

Если потребность в энергоносителях не вынудит Пекин предпринимать шаги, приводящие его в конфликт с Вашингтоном, от этого обе стороны только выиграют. В практическом плане это означает, что Соединенные Штаты должны помочь Китаю повысить эффективность его энергетического сектора. Если бы Китай мог более эффективно использовать энергоресурсы, у него не возникало бы такой необходимости устанавливать отношения с правительствами, в отношении которых Вашингтон проводит политику сдерживания, да и экологический ущерб от продолжающегося взрывного экономического роста в стране удалось бы сократить. Однако, чтобы Соединенные Штаты могли расширить действие заключенного 10 лет назад американо-китайского Протокола о развитии возобновляемых источников энергии и эффективности энергопотребления, и помочь Китаю в разработке альтернативных источников энергии, администрация Буша должна отложить в сторону свою озабоченность ростом военной мощи КНР. Однако отнюдь неясно, можно и следует ли это делать.

Кроме того, Вашингтон может помочь Китаю в создании азиатского стратегического нефтяного резерва. Без финансовой помощи Запада Китаю понадобятся годы, чтобы создать хотя бы трехмесячный запас нефти на случай чрезвычайной ситуации. Однако Вашингтон с полным основанием задается вопросом, не позволит ли такой резерв Пекину выдержать продолжительный военный конфликт, что может дестабилизировать обстановку во всей Восточной Азии.

Можно ли переломить тенденцию к усилению американо-китайского соперничества и придать отношениям между двумя странами характер действенного и устойчивого политико-экономического партнерства? Пока ситуация в этом плане не выглядит обнадеживающей.

Ян Бреммер - президент аналитической организации 'Eurasia Group' и старший научный сотрудник Института мировой политики (World Policy Institute)

____________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

В отношении Китая политика сдерживания неэффективна ("The Washington Post", США)

Для того чтобы Россия осталась единой, должен рухнуть Китай ("Taipei Times", Тайвань)

Китай делает ход конем ("The Washington Post", США)

Как нам относиться к взлету Китая ("The Atlantic Monthly", США)

Восток есть Восток - и это пора понять ("The Guardian", Великобритания)

Это экономика, дурачки! ("La Vanguardia", Испания)

Восточно-азиатские гиганты выходят из-под контроля ("The International Herald Tribune", США)

Иллюзия 'управляемого' Китая ("The Washington Post", США)

Русский медведь или китайский дракон? ("Christian Science Monitor", США)

Опасные игры Китая ("The Wall Street Journal", США)