На фоне бархатных революций, которые потрясли одну за другой две ключевые для транзита черного золота Каспия страны - в декабре 2003 года Грузию, а годом позже Украину разыгрывается нефтяная битва. Запасы нефти Каспия, внутреннего моря, по берегам которого расположены Иран, Россия и три бывшие советские республики - Казахстан, Азербайджан и Туркменистан - оцениваются примерно в 30-70 миллионов баррелей (для сравнения, запасы нефти Саудовской Аравии составляют от 150 до 250 миллионов баррелей). Но основная проблема этого нового энергетического эльдорадо в его изолированности. Как доставить нефть на мировые рынки, когда Россия установила гегемонию на нефтепроводы?
Нефтепровод Одесса-Броды
По недавно торжественно открытому нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) азербайджанская нефть потечет к Средиземному морю, покрывая расстояние в 1760 км по территории Грузии и Турции. Нефтяники называют этот нефтепровод, построенный консорциумом во главе с ВР и уже подвергшийся критике за трудности при его строительстве и высокую стоимость - 4,5 миллиарда долларов, - 'самым политическим из всех нефтепроводов'.
Являясь орудием политики США в этом регионе, он скрепляет стратегический альянс государств, по территории которых проходит - Азербайджана, Грузии и Турции. При этом он помогает укрепить хрупкую независимость маленькой Грузии, страстно желающей вырваться из объятий большого русского брата, от поставок нефти и газа которого сильно зависит.
Такая же ситуация преобладает на Украине, которая находится в полной энергетической зависимости от России. У Украины, так же как и у Грузии, тоже есть свой нефтепровод, соединяющий Одессу и Броды. Задача нефтепровода, предназначавшегося до 'оранжевой революции' для транспортировки российской нефти к Черному морю, а затем, через пролив Босфор, к Средиземному, изменилась после прихода к власти новой команды. В будущем нефтепровод Одесса-Броды будет транспортировать нефть из Казахстана, доставленную на побережье Черного моря (в Новороссийск на российской территории, откуда она могла бы доставляться в Одессу), а потом в польский порт Гданьск.
Построенный в 2001 году, этот нефтепровод, длиной 667 км, нуждается в доработках. Еще необходимо построить участок, ведущий в Гданьск, так как существующий в настоящее время трубопровод доходит лишь до украинско-польской границы. Две недели назад план Виктора Ющенко получил одобрение его казахстанского коллеги Нурсултана Назарбаева. Со времени открытия в казахстанской части шельфа Каспия гигантского месторождения Кашаган Казахстан превратился в своего рода Кувейт в этой зоне. Экспортируя в настоящее время 1,1 миллиона баррелей в день и рассчитывая к 2015 году утроить эту цифру, он ищет пути для транспортировки своей нефти.
Значение этого нефтепровода отстаивала также и премьер-министр Украины Юлия Тимошенко во время состоявшейся в Париже в понедельник 13 июня встречи с Домиником Вильпеном (Dominique Villepin). Являющаяся неизбежным мостом для идущего в Европу российского газа, Украина, а вместе с ней и вся зона Черного моря, могли бы со временем стать огромным транзитным коридором, соединяющим Средиземное и Балтийское моря.