Если вы читаете эту статью, стоя в раздражающе медленной, зигзагообразной очереди на досмотр в аэропорту, то и дело поглядывая на часы и задаваясь вопросом, неужели в этот раз вы действительно опоздаете на самолет, вынуждена еще больше вас огорчить: мучения, которым вы подвергаетесь, никак не повышают вашу безопасность, во всяком случае, в какой-либо статистически значимой или экономически рациональной степени. И любой логический анализ денежных средств, потраченных на систему безопасности аэропортов с 11 сентября 2001 года, и безопасности, которой добилась эта система, неизбежно приведет к такому же выводу.
Это, конечно, не означает, что облаченные в форму досмотрщики не стали более профессиональными и что их присутствие не создает некоторую степень психологического комфорта как для правительственных чиновников, которые заявляют, что делают что-то, чтобы повысить нашу безопасность, так и для тех пассажиров, которые по-прежнему верят, что ритуальное снятие обуви создает таинственную, магическую защиту от терроризма. По большому счету, все ограничивается именно магической защитой.
На самом деле, сторонние инспекторы вновь и вновь приходят к выводу, что федеральные операторы досмотра работают ни чуть не лучше частных охранников, которых они заменили. Поскольку они досматривают только пассажиров и багаж, а не аэропорт и его границы, с их появлением необходимость в других правоохранительных структурах не исчезла. И даже если они хорошо делают свою весьма ограниченную работу, эффект от нее довольно сомнительный. По их собственным данным, федеральные досмотрщики обнаружили '7 млн. запрещенных предметов'. Но из них лишь 600 единиц огнестрельного оружия. То есть, по подсчетам экономиста Вероник де Ружи (Veronieque de Rugy), 99,992% конфискованных вещей - это маникюрные ножницы, зажигалки, перочинные ножи и т.п.
Однако массовые обряды жертвоприношения пилочек на алтарь безопасности обходится чрезвычайно дорого. Ежегодный бюджет федеральной Администрации безопасности на транспорте (Transportation Security Administration, TSA) составляет около 5,5 млрд. долларов (т.е. примерно столько же, сколько у ФБР), но эта цифра не включает стоимость напрасно потраченного времени. Де Ружи подсчитала, что если 624 млн. пассажиров проводят в очереди два часа в год каждый, то ежегодные потери экономики составляют 32 млрд. долларов.
Кроме того, слишком много денег было потрачено впустую, ведь когда такие суммы вливаются в проблему с такой скоростью (в январе 2002 года в TSA было всего 13 сотрудников), значительная их часть расходуется неразумно. В случае с TSA неразумные расходы включают спортзал за 350 тыс. долларов, картины и искусственные цветы на 500 тыс. долларов для украшения нового центра управления TSA и празднование первой годовщины ведомства за 461 тыс. долларов. Но еще более важно то, что оно потратило миллионы, а то и миллиарды, на технологии, которые либо неадекватны, либо уже устарели.
На самом деле, повышение безопасности вовсе не должно обходиться так дорого. Пожалуй, наиболее значительная мера из всех предпринятых за последние четыре года была профинансирована не правительством, а авиационной отраслью - на кабины самолетов были установлены пуленепробиваемые двери, что стоит относительно недорого - 300-500 млн. долларов за десять лет. Очень грубо говоря, это означает, что хотя возможность взорвать самолет (и уничтожить 150 человек) до сих пор сохраняется, теперь стало практически невозможно направить его в офисное здание (и уничтожть тысячи). Даже при самом поверхностном анализе соотношения затрат и результатов становится ясно, что пуленепробиваемые двери, которые никто не замечает, потенциально могут спасти гораздо больше жизней с гораздо меньшими затратами на человека, чем операторы, которые исследуют рюкзак вашего ребенка и бабушкину сумочку, тогда как вы стоите рядом в одних носках и ждете, пока они закончат.
Впрочем, наша страна никогда не славилась подобными анализами. Иначе мы бы никогда не придумали TSA. Вместо этого мы взяли бы те самые 5,5 млрд., удвоили бюджет ФБР и создали систему допроса, которая выявляет потенциально опасных пассажиров, как это делается в Израиле. Однако и сейчас еще не поздно упразднить TSA, создать федеральную программу обучения операторов и затем переложить на частные компании заботу о том, сколько человек нанять, какие технологии приобрести и какой длины должны быть столы перед рентгенаппаратами (последний вопрос был включен в недавний правительственный отчет). Но каждый раз, когда подобное предложение делается в Конгрессе, кто-то непременно критикует его как 'приватизацию' нашей безопасности и предательство.
Это наводит меня на мысль, что мы вовсе не хотим получить что-нибудь приличное за свои деньги. Нет, мы хотим, чтобы перед посадкой на самолет каждый пассажир читал мантру 'Я сам упаковывал эти чемоданы' сотруднику в форме. Похоже, именно магические слова дарят американцам чувство подлинной безопасности.
____________________________________________________________
Избранные сочинения Энн Аппельбаум на ИноСМИ.Ru:
Амнезия "Amnesty International" ("The Washington Post", США)
Российский 'менталитет ГУЛАГа' ("El Pais", Испания)
Извинения ("The Washington Post", США)
9 мая: торжество правды, или 'триумф' сталинизма? ("The Washington Post", США)
Россия смотрит на Меньшого Брата - и тревожится ("The Daily Telegraph", Великобритания)
Последний рубеж России ("The Washington Post", США)
Борцы со свободой ("The Washington Post", США)
Новый "железный занавес" ("The Washington Post", США)
Теперь Ходорковский стал народным миллиардером ("The Sunday Telegraph", Великобритания)
Россия - не дитя малое ("The Washington Post", США)
Россия Санта-Клауса ("The Washington Post", США)