Вчера Китай был новым Эльдорадо: нужно было инвестировать в его экономику, чтобы занять часть открывавшегося фантастического рынка. Нужно было продавать 'Аэробусы', высокоскоростные поезда, станки, автомобили и йогурт. Сегодня Китай - на 'скамье подсудимых'. Экспорт его текстиля привел к краху американских и европейских производителей. Китайский экспорт пришел на смену поставкам стран-посредников, таких как Тунис, Мадагаскар, Мексика, где должны закрыться сотни с трудом созданных фабрик.
Приходится констатировать: китайский гигант плутует! Он, не долго думая, копирует и крадет зарегистрированные модели, не принимая в расчет ни марки, ни права интеллектуальной собственности. Сотни мастерских производят на виду у всех или почти у всех как поддельные 'Rolex', так и поддельные рубашки 'Lacoste'. А Пекин молчит. Китайские власти медлят с преследованием подделок, в то время как они должны бы уважать международные права после вступления их страны в ВТО в 2001 году.
Ненасытный аппетит китайского 'дракона' заставляет взлетать цены на нефть и другое сырье. Будущее вдруг стало неопределенным: если Китай продолжит гонку своего развития в том же ритме, если Китай захочет дать своему населению автомобили и кондиционеры, мир рискует попасть в денежную 'засуху'.
Китай, который пользуется самыми низкими зарплатами в мире и запасным 'полком' в 700 миллионов обездоленных крестьян, в то же время привязывает свою валюту к американскому доллару. Когда 'зеленый билет' потерял 35% по отношению к евро, китайские экспортеры с выгодой использовали снижение цены юаня, а Пекин отказывается или медлит пересмотреть его стоимость. Что касается китайской внешней политики, то она по-прежнему отмечена угрожающим давлением на Тайвань, и ее характеризует национализм.
Китай хочет существовать, и он имеет на это право. Но Китай ведет себя так, будто хочет править регионом. Итак, это диктатура, которая насмехается над правами человека, и которая, 'заключая брак' с капитализмом, ему угрожает. Став 'мировым ателье', Китай, похоже, хочет извлечь всю выгоду из глобализации.
Серия статей, которую начинает 'Le Monde', дает представление о китайской гонке во многих нюансах. Китай развивается не быстрее, чем другие страны Азии: Япония в 1950-е годы и Корея в 1980-е. Разница в размерах. Так как страна, в частности, разрываема социальными и региональными противоречиями, и для того, чтобы свести их к минимуму, нужен быстрый рост. Со всеми трудностями переходного периода и перебоями, вызванными спешкой, Китай постоянно стоит на грани 'перегрева' и тратит понапрасну значительную часть инвестиций. Во внешней политике, Пекин должен понять, что его возвращение на мировую сцену требует от него ответственности. Соглашение по текстилю с Европейским Союзом - добрый знак. Нужны и другие соглашения, прежде всего по правам человека.