15 июня 2005 года. По прошествии 32 месяцев с того момента, когда Северная Корея признала существование активной программы разработки ядерного оружия, Вашингтон и его союзники все еще не могут найти способ положить конец попыткам Северной Кореи стать обладательницей ядерного оружия.
С тех самых пор, как в 2002 году президент Буш-младший (George W. Bush) в своем обращении к нации заявил, что Северная Корея входит в международную "ось зла", американская администрация настойчиво пытается оказывать давление на Пхеньян, чтобы тот согласился участвовать в шестисторонних переговорах с США, Южной Кореей, Японией, Китаем и Россией по вопросу прекращения его программы разработки ядерного оружия. Полагают, что Пхеньян имеет достаточно ядерного топлива для изготовления до восьми ядерных боеприпасов. Поскольку очень маловероятно, что американская разведка осуществила успешное проникновение в этот сталинский режим для того, чтобы установить истину, мы не можем знать наверняка, сколько ядерных боеприпасов есть у Северной Кореи - или же она блефует.
С учетом этой неопределенности, вопрос ставится следующим образом: что мы готовы сделать, чтобы убедить Пхеньян избавиться от этих боеприпасов, а также - что не менее важно - чтобы положить конец любым секретным научным исследованиям и опытно-конструкторским работам по созданию ядерного оружия и баллистических ракет?
Трудно себе представить, как переговоры, не подкрепленные достоверной угрозой применения военной силы, смогут убедить Северную Корею изменить свое поведение. США пробовали сделать это в годы правления администрации Клинтона (Clinton), заключив с Северной Кореей в 1994 году рамочное соглашение. Сегодня мы знаем, что это соглашение кончилось провалом, и что Северная Корея энергично продолжила работы над ядерным оружием.
Несмотря на вчерашнее ободряющее заявление помощника государственного секретаря США Кристофера Хилла (Christopher Hill), что "так или иначе, но у них этих систем оружия не будет", никто в Вашингтоне - и это понятно - не проявляет большого интереса к применению силы с целью остановить Северную Корею. Вашингтон старается убедить Китай оказать давление на Пхеньян с тем, чтобы тот вернулся за стол шестисторонних переговоров и начал серьезные переговоры. Но Пекин противится тому, чтобы в качестве крайней дипломатической меры передать вопрос о Северной Корее на рассмотрение Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.
Неспособность мирового сообщества повлиять на поведение Северной Кореи может убедить Японию в необходимости начать собственную программу разработки ядерного оружия. Как единственная в мире страна, которая пережила ядерное нападение, Япония на протяжении 49 лет жила в соответствии с Основным законом об атомной энергии (Basic Atomic Energy Law), который ограничивает ядерные исследования и разработки исключительно мирными целями. С тех пор, как в 1994 году на Корейском полуострове разразился кризис, японские политики и высокопоставленные руководители все больше и больше заводят разговоры о приобретении способности к ядерному устрашению и наращивании возможностей по нанесению превентивных военных ударов. Премьер-министр Дзюньитиро Коидзуми (Junichiro Koizumi) намерен расширить оборонительную роль Японии в Азии. Действительно, японская гражданская ядерная программа находится на такой продвинутой стадии, что Япония может изготовить ядерное оружие в срок, исчисляемый неделями, если она захочет пойти по этому пути - чреватом громадными политическими последствиями для данного региона.
Короче, неспособность мирового сообщества обуздать северокорейскую программу разработки ядерного оружия будет, скорее всего, иметь глубокие (а в ряде случаев, тревожные) последствия, так как соседи Пхеньяна принимают меры к тому, чтобы создать собственные военные возможности устрашения.