Следствием нынешнего кризиса ЕС после провала референдумов по конституции во Франции и в Нидерландах является, видимо, то, что США в будущем будут снова принимать более активное участие в европейских делах. Это касается особенно внешней политики и политики в области безопасности, а, следовательно - и планетарной роли Европы.
В этом контексте важными кажутся два фактора: серьезный политический удар после неудавшегося референдума получил президент Франции Жак Ширак (Jacques Chirac), не один год добивающийся строительства великой Европы с целью превращения ее в противовес США. Его соотечественники однозначно отвергли основной закон, разработанный в значительной степени французами. Насколько серьезно можно теперь относиться к мечтам Ширака о великодержавии? А 'закадычный друг' Ширака Герхард Шредер (Gerhard Schroeder), некоторое время тоже выступавший с антиамериканских позиций, вот-вот окажется, если исходить из нынешнего положения вещей, в политическом ауте.
Многое свидетельствует о том, что политический ландшафт Европы будет этой осенью совершенно иным, чем сегодня. Сюда следует отнести также то, что почти во всех европейских столицах будут заседать правительства, дружественные к Америке. А Ширак, если он собирается и дальше позиционировать свою страну и Европу против США, останется почти в одиночестве. Тем не менее, дружественное отношение к США, наверняка, не будет означать, что европейцы беспрекословно поддержат США в войне, если Вашингтон снова призовет к оружию для борьбы со злом. У европейцев, пусть и не у всех, высокий порог неприятия применения военной силы - и это хорошо.
Но уже давно назрела необходимость, чтобы европейцы и американцы снова вступили в нормальный диалог, не испытывая друг к другу недоверия. Совместные действия нужны прежде всего в области безопасности. И если США добиваются с этой целью повышения эффективности НАТО, то это может пойти лишь на пользу. Во всяком случае, европейский проект единой внешней политики и политики безопасности до сих пор почти не сдвинулся с места. Нам, очевидно, нужны американцы, чтобы указать путь.