Единственной группой американцев, заинтересованной в отклонении конституции Европейского Союза избирателями Франции и Нидерландов, могут быть только консерваторы, часть которых работает в администрации Буша. Они предпочитают иметь дело с разобщенной Европой, когда с каждой страной можно разбираться по отдельности. Но на деле отказ от евроконституции будет иметь негативные последствия для внешней и экономической политики США.
С момента окончания Второй Мировой войны Соединенные Штаты в своей внешней политике традиционно выступали за идею объединенной и интегрированной Европы, поскольку такая Европа способствовала бы стабильности и благополучию всего мира. Конституция была предназначена для рационализации процесса принятия решений в Европейском Союзе, число членов которого выросло с шести до двадцати пяти.
Во-первых, она способствовала бы более тесному сотрудничеству внутри Европы в то время, когда возможности Соединенных Штатов по осуществлению односторонних действий серьезно ограничены чрезмерной нагрузкой на вооруженные силы и большим дефицитом бюджета. Несмотря на различия, ни один другой регион мира не имеет такого схожего с американским мировоззрения в вопросах продвижения демократии, соблюдения прав человека, опасности оружия массового уничтожения и борьбы с терроризмом, а также важности свободного рыночного капитализма.
Бывший государственный секретарь США Генри Киссинджер как-то произнес ставшую известной фразу: чтобы к Европе относились как к серьезному партнеру США, у нее должен быть единый телефонный номер. Конституция Европейского Союза могла бы помочь в этом вопросе, сделав бывшего генерального секретаря НАТО Хавьера Солану первым министром иностранных дел Европы. В этом случае возник бы единый координационный центр обеспечения европейской поддержки позициям США.
Во-вторых, нынешний процесс принятия решений находится в прямом противоречии с американскими интересами, особенно по вопросам регулирования и барьеров на пути проникновения в Европу американской продукции. Американским официальным лицам мешает принцип ротации президентов ЕС, поскольку он уничтожает преемственность. Конституция вверила бы президентский пост одному человеку, обеспечив таким образом наличие вполне определенного официального представителя ЕС; она бы лишила отдельные группы стран возможности противостоять воле большинства.
В-третьих, голосование 'против' будет иметь отрицательные экономические последствия для Европы, а следовательно, и для США. Оно замедлит темпы экономической реструктуризации Европы, которая важна для увеличения объемов американского экспорта. Мы можем стать свидетелями роста популистской политики во Франции, если не сказать большего. Многие из голосовавших против евроконституции французов были откровенно обеспокоены тем, что ее принятие может означать внедрение 'капитализма англосаксонского типа', а также усиление конкуренции более дешевой рабочей силы со стороны новых стран-членов из Восточной Европы. Сейчас будет еще труднее заручиться французской поддержкой так необходимой либерализации, если встреча ВТО в Дохе увенчается успехом, что является главной целью администрации Буша.
Темпы экономического роста в Европе за последние пять лет были в два раза ниже, чем в Америке, а уровень безработицы в двух крупнейших европейских странах, Германии и Франции, в два раза превышает показатели США. Нынешним бюджетным дефицитом Соединенные Штаты отчасти обязаны тому обстоятельству, что темпы роста в Америке намного выше европейских. Поражение конституции еще больше затруднит осуществление странами континентальной Европы болезненной модернизации, необходимой для повышения уровня конкурентоспособности.
След, оставленный непринятием конституции, будет также иметь негативные последствия для управления кредитно-денежной политикой. Пострадает финансовая дисциплина, так важная для обеспечения надежности евро. Члены еврозоны могут истолковать голосование против конституции как повод для наращивания расходов, чтобы погасить недовольство избирателей. Все это - не очень хороший знак для экономики США. Евро может продолжить свое сползание вниз, что сделает американский экспорт в Европу более дорогим. Может усилиться неустойчивость соотношения между евро и долларом, а это тревожная перспектива для стран по обе стороны Атлантики.
И последнее. Расширение Евросоюза с включением в его состав Турции, что активно поддерживают Соединенные Штаты, стремясь привязать эту крупную мусульманскую страну к Западу, станет более трудным делом. При протестном голосовании важным фактором стало отрицательное отношение к иммигрантам. То же самое относится и к балканским странам. Однако перспектива членства в ЕС является важнейшим магнитом, заставляющим страны двигаться от диктатуры к демократии и свободному рынку.
Выход из кризиса, созданного референдумами во Франции и Нидерландах - это дело самой Европы. Однако Соединенные Штаты могут помочь Европейскому Союзу ввести такие положения, как создание единых постов министра иностранных дел Европы и президента, что можно осуществить и без проведения дополнительного голосования. В более широком плане США способны ясно указать на преимущества и выгоды трансатлантических взаимоотношений, которые могут возникнуть с появлением более интегрированной и эффективной Европы. Ведь именно в этом состояла цель конституции.
Автор статьи, бывший посол США в Евросоюзе и бывший заместитель министра финансов США, руководит торговой и финансовой практикой в юридической фирме Covington & Burling