Вопрос: Роберт Вартанович! Когда читаешь словосочетание 'День независимости России', то вначале невольно задаешься вопросом: 'Неужели в России - у этой Великой державы, которая не подвергалась оккупации, тоже есть День независимости?' Не могли бы Вы пояснить данный момент и рассказать о значении этого праздника.
Ответ: Полное название отмечаемого в России 12 июня Национального праздника - День принятия декларации о государственном суверенитете России. В этом году мы празднуем 15-ю годовщину принятия этого документа. Как Вы хорошо понимаете, данный праздник - относительно новый и имеет прямое отношение к новейшей истории нашей страны, а именно к тем сложным процессам, которые происходили в СССР на рубеже 80-90 гг. прошлого столетия и привели к распаду Советского Союза - названным Президентом России В.В.Путиным крупнейшей геополитической катастрофой двадцатого века. В любом случае, история остается историей, и переписать или переделать ее невозможно, остается извлекать уроки с тем, чтобы не наступать, как говорит русская пословица, дважды на одни и те же грабли.
Наша страна имеет более чем тысячелетнюю историю, и именно в этом контексте нужно оценивать различные этапы ее развития, а 12 июня 1990 года, очевидно, и является датой, давшей отсчет новому историческому периоду, связанному со строительством новой Великой России, естественно, на основе того многовекового опыта, богатых духовных, культурных традиций и достижений, которыми мы можем по праву гордиться.
Вопрос: День независимости России является поводом для того, чтобы поговорить о ходе политических и социально-экономических реформ, которые проводит Президент Российской Федерации В.В.Путин. Чего в общем плане удалось добиться России сегодня на этом направлении?
Ответ: Со времени избрания В.В.Путина Президентом России прошло пять лет. Надо сказать, за это время проделана огромная, без преувеличения колоссальная, работа по реформированию и модернизации нашей страны практически во всех сферах. Если вкратце оценивать итоги развития России за последние пять лет, то в качестве несомненных результатов можно назвать следующие достижения: восстановлено единое правовое пространство страны, укреплена, а по сути, отстроена заново вертикаль федеральной исполнительной власти, пресечены опасные процессы деградации государственной власти, ослабление армии, разрушение правоохранительных органов, других силовых структур.
Принципиально изменилась и экономическая ситуация: рост ВВП с 1999 г. составил более 30%, в три раза упал уровень инфляции. Значительно возросли золотовалютные резервы, что позволило нам начать досрочное погашение наших долговых обязательств перед странами-членами Парижского клуба, а это даст нам возможность сэкономить порядка 6 млрд.долл. Была существенно усилена инвестиционная привлекательность России, и прямым подтверждением этого стало присвоение РФ инвестиционного рейтинга. Эти положительные сдвиги в экономике позволили сделать первые шаги по решению социальных проблем и укреплению жизненного уровня российских граждан. Начиная с 2000 г. достигнута положительная динамика на всех основных социальных показателях. Так, средний размер пенсий в реальном выражении вырос с 1999 г. более чем на 90%. Реальные доходы населения выросли за этот же период в полтора раза. Последовательно, из года в год, растет реальная заработная плата: с 1999 г. она удвоилась. Отмечу, речь идет о росте реальных доходов - номинальные, то есть абсолютные показатели, конечно, намного выше.
Главное, что хотел бы выделить - из нашей жизни уходит неопределенность перспектив, уходит неясность и невозможность строить какие бы то ни было долгосрочные планы. В обществе преодолен страх перед болезненным последствием реформ. В то же время необходимо признать - несмотря на весь масштаб перемен, мы лишь создали плацдарм для решительного поворота в экономическом развитии страны, ведущего к качеству жизни, сопоставимому с развитыми странами, и уже через это - к такому авторитету и к такому влиянию России, которые будут достойны и нашей тысячелетней истории, и наших интеллектуальных ресурсов, и наших возможностей для полноценного участия в мировом разделении труда. Ключевое значение в данном контексте имеет поставленная Президентом В.В.Путиным задача удвоения за десятилетие валового внутреннего продукта, а также уменьшение бедности, дальнейший рост благосостояния людей, модернизация армии.
Вопрос: В рамках попыток администрации США осуществить т.н. проект 'Большого Ближнего Востока', Вашингтон пытается изолировать Россию с целью нейтрализации ее роли, а также создать 'силовую дугу' на Ближнем Востоке. Интересно, какой стратегический ответ России на данную политику?
Ответ: Вначале хотел бы несколько слов сказать о т.н. проекте строительства 'Расширенного Ближнего Востока'. Наше отношение к подобного рода проектам, мягко говоря, сдержанно-скептическое. Конечно, мы не имеем ничего против, более того в принципиальном плане поддерживаем развитие демократических процессов во всем мире. Проблема здесь нам видится в одном - идут ли эти процессы естественным путем или же навязываются силой. Естественно, мы против второго сценария. Модернизация тех или иных государств, развитие демократии в них - процесс, который не может и не должен диктоваться извне. Понятно, что любое внешнее содействие этим процессам должно иметь место только с согласия заинтересованных сторон, с учетом их интересов, исторических, религиозно-культурных особенностей. Такова наша принципиальная позиция, и мы намерены ее отстаивать и впредь.
Что же касается попыток, как Вы говорите, изоляции России, в т.ч. посредством реализации проекта создания Расширенного Ближнего Востока, то здесь хотел бы отметить следующее: Российская Федерация принципиально против создания разделительных линий и разного рода барьеров, где бы это ни было. С другой стороны, наше присутствие в ближневосточном регионе определяется и диктуется объективными факторами, которые, несмотря на, возможно, имеющееся у кого-то желание, просто так перечеркнуть невозможно. В силу целого ряда причин геополитического характера, экономического, культурного и религиозного плана Россия не может быть в стороне от происходящих на Ближнем Востоке событий и ей просто суждено быть активным участником протекающих здесь процессов. О растущем интересе Москвы к ближневосточным делам ясно свидетельствует и недавняя поездка Президента России В.В.Путина по ряду ближневосточных государств. Анализируя последние внешнеполитические шаги российского руководства, можно достаточно уверенно прогнозировать новые внешнеполитические акции России в данном регионе.
Общую же международную ситуацию вокруг России, несомненно, можно оценить в целом как положительную. Основным показателем этого является развитие процесса становления многополярного мира, усиление тенденций, балансирующих стремление создать однополярное мировое устройство. Это проявилось в виде укрепления в качестве самостоятельных центров не только одной России, но и Китая, Индии, Европы, очевидных поражений попыток перечеркнуть роль ООН в современном мироустройстве.
Это проявляется также в заинтересованности и самих Соединенных Штатов иметь Россию в качестве партнера в деле поддержания международной стабильности, развитии российско-американского сотрудничества в противодействии терроризму, распространению ядерного оружия, в ликвидации региональных конфликтов.
Вопрос: Празднование 60-го юбилея Победы Вашей страны над фашизмом во Второй мировой войне, который отмечался в Москве с участием руководителей более, чем шестидесяти государств, продемонстрировало переворот во взглядах ряда государств, в частности США и стран Прибалтики, на роль СССР и России в этой войне. Это проявилось в последнее время в том, что страны Прибалтики стали выдвигать требования к России заплатить финансовые компенсации и вернуть якобы принадлежащие им пограничные районы. Какова Ваша точка зрения по данному вопросу?
Ответ: Прежде всего хотел бы подчеркнуть: проведенные совсем недавно в Москве празднества по случаю 60-летия Победы в Великой Отечественной войне явственно продемонстрировали признание международным сообществом того непреложного факта, что именно наша страна сыграла решающую роль в разгроме фашистской Германии и по существу спасла многие народы от фашистского порабощения.
Между тем страшные уроки прошлого диктуют нам свои императивы и сегодня. И Россия, связанная с бывшими республиками СССР, а ныне независимыми государствами, единством исторической судьбы, русским языком и великой культурой, не может оставаться в стороне от общего стремления к свободе и процветанию. Сегодня, когда на постсоветском пространстве образовались и развиваются самостоятельные, независимые государства, мы вместе хотим соответствовать гуманистическим ценностям, выстраданным стандартам цивилизации.
Выдвижение же всякого рода беспочвенных претензий явно контрпродуктивно и не служит интересам развития и укрепления отношений дружбы и сотрудничества между бывшими советскими республиками, а ныне независимыми государствами. Мы никому не позволим переписать историю.
Вопрос: Как Вы оцениваете нынешнее состояние российско-сирийских отношений, в частности после государственного визита, который недавно совершил в Российскую Федерацию Президент САР Б.Асад? Были ли достигнуты конкретные успехи в рамках активизации выполнения торгово-экономических проектов, по поводу чего удалось договориться в Москве? Отвечают ли достигнутые в ходе данного визита результаты чаяниям двух сторон?
Ответ: Расцениваю нынешнее состояние российско-сирийских отношений как динамично и плодотворно развивающиеся. Весьма сильный импульс развитию взаимодействия между нашими странами в различных сферах придал исторический визит Президента САР Б.Асада в Россию в январе этого года. За сравнительно небольшой срок, прошедший с этого времени, нам совместными усилиями удалось проделать большую работу по реализации достигнутых на российско-сирийском саммите договоренностей: именно в этом контексте следует оценивать визит в Сирию представительной российской делегации бизнесменов во главе с председателем ТПП России Е.М.Примаковым, проведение 3-его заседания совместной межправкомиссии, а также недавний визит в САР Министра финансов России А.Л.Кудрина, который поставил точку в решении многолетней весьма болезненной проблемы сирийской задолженности. С подведением черты под этой проблемой не просто устраняются важные препоны на пути развития и даже качественного наращивания двустороннего сотрудничества, но и создаются новые возможности для реализации в САР крупных совместных проектов. Именно эта тематика является сейчас доминирующей в ходе проходящих между нашими странами активных многоуровневых контактов как по государственной линии, так и между российскими и сирийскими бизнесменами. Для того, чтобы все эти замыслы претворить в жизнь, предстоит достаточно долгая скрупулезная работа по согласованию многочисленных деталей и условий прихода российских компаний на сирийский рынок. Учитывая имеющуюся у обеих сторон политическую волю и решимость, уверен, что эта работа будет успешно проделана, а российско-сирийские связи приобретут уже в обозримой перспективе еще большую динамику.
Вопрос: Что бы Вы хотели сказать в заключение в связи с празднованием Дня независимости России?
Ответ: В заключение хотел бы пожелать дружественному сирийскому народу самое главное - мира, прогресса и процветания. Несомненно, Сирия и ее замечательный народ этого заслуживают в полной мере.