Нью-Йорк, 17 июня 2005 года. Когда российское правительство в четверг объявило, что за 7,1 млрд. долл. США купило 10,1% акций в "Газпроме", крупнейшей в мире газовой компании, инвесторы вздохнули с облегчением.
Так почему тогда они не отреагировали с тревогой на другой шаг российского правительства, стремящегося прибрать к своим рукам "стратегические активы государства", как именует президент Владимир Путин крупные компании страны, владеющие природными ресурсами?
Да потому, что эта покупка удовлетворяет выдвинутому Кремлем условию для предоставления иностранным инвесторам доступа к акциям в этом газовом мегалите: правительство должно было стать собственником блокирующего пакета акций, прежде чем снимать так называемую "кольцевую ограду", которая не позволяет нероссийским инвесторам приобретать более 20% акций "Газпрома".
Данная покупка является "первым и самым важным предварительным условием" снятия "кольцевой ограды", заявляет Уильям Броудер (William Browder), генеральный директор московской инвестиционной компании "Hermitage Capital Management", которая инвестировала в "Газпром". По-прежнему нельзя предугадать срок и порядок осуществления следующего шага, но сам по себе факт, что это произошло своевременно, является неотразимым, если учесть, что мало какие из прежних обещаний в отношении снятия "кольцевой ограды" для "Газпрома" выполнялись в срок.
Данное событие имеет громадные потенциальные последствия для России. Когда "кольцевая ограда" будет снята, это повысит вес России в соответствии с индексом MSCI (Morgan Stanley Capital International) для развивающихся рынков, говорит Броудер. Это означает, что Россия будет иметь большую долю акций в сравнении с другими рынками. Броудер предсказывает увеличение притока капиталов в страну, что может привести к росту всего рынка.
И все-таки, весьма важны некоторые детали этой сделки, которые еще предстоит выработать. Российское Министерство экономического развития и торговли пока еще не дало разъяснений по поводу механики того, что, по сути, является слиянием "Газпрома" с принадлежащей правительству нефтяной компанией "Роснефть". Эти две компании должны были слиться в конце 2004 года, но разногласия между их руководством привели к отмене объединения. После этой сделки компании "Роснефть" и "Газпром" будут обе контролироваться принадлежащей правительству компанией "Роснефтегаз".
"'Роснефть' не заинтересована в том, чтобы интегрироваться с 'Газпромом'", - говорит Юлия Вудрафф (Yulia Woodruff), аналитик российской нефтяной промышленности в компании "Energy Security Analysis" в городе Уэйкфилд, штат Массачусетс. "Роснефти" принадлежит "Юганскнефтегаз", бывшее основное добывающее предприятие "ЮКОСа", которое было куплено на таинственном аукционе в декабре прошлого года одной "крышевой" компанией и затем спустя какие-то дни перешло в руки "Роснефти". "И вот теперь у них есть этот треугольник, и они никак не могут определиться с тем, кто будет его хозяином, и как его следует интегрировать".
Может также возникнуть конкуренция между двумя гигантами, несмотря на то, что "Роснефть" занимается нефтью, а "Газпром" - природным газом. Александр Бридо (Alexander Brideau), аналитик базирующейся в Нью-Йорке компании "Eurasia Group", говорит, что обе эти компании заявили о своем интересе к инициативе правительства по разработке новых офшорных месторождений вблизи о. Сахалин на российском Дальнем Востоке. "Две контролируемые государством компании выразили заинтересованность в новых проектах добычи нефти и газа. Придется подождать, чтобы увидеть, как они станут взаимодействовать друг с другом".
Покупка правительством новых акций в "Газпроме" должна быть окончательно утверждена к 24 июня, к дате собрания акционеров этого гиганта.