Будет ли газовая война? Опять они угрожают друг другу, 'чистят до блеска оружие', говорят о готовности к противостоянию. После распада СССР в 1991 году русские и украинцы никогда не переставали конфликтовать. Газ - такова ставка этого бесконечного противостояния. 8 июня этого года завязалась новая 'битва' между российским гигантом 'Газпромом' и 'Нафтогазом', крупнейшей украинской нефтегазовой компанией. 'Газпром' требует денежной компенсации за 'исчезновение' 7. 8 миллиардов кубометров газа, которые хранились в подземных резервуарах на Украине.
В течение всего 2004 года, русские направили 40 запросов в связи с этим, так и не получив ответа. Комиссия Государственной Думы направилась в Киев, чтобы провести свое расследование. Она вернулась ни с чем. Московская газета 'Русский курьер', иронизирует: 'У России на Украине были резервы газа на сумму 1 миллиард долларов. Газ испарился. Доверять газ Киеву, это все равно, что оставить кошку следить за горшком со сметаной!'
Украинцы не оспаривают существования резервов, но их эксперты утверждают, что они 'недоступны' по загадочным технологическим причинам, и Киев предлагает выкупить их у Москвы, однако 'Газпром' и 'Нафтогаз' не достигли соглашения по цене. Российский газ, продаваемый в Европу, стоит в среднем 160 долларов за 1000 кубометров, тогда как Украина покупает тот же объем газа у России за 50 долларов.
Украина по большей части платит за газ не наличными, а посредством системы обмена. В 2004 году, Россия поставила Киеву 29.2 миллиардов кубометров, а Украина, в обмен, транспортировала 101.9 миллиардов кубометров в страны ЕС по транзитной цене 1.09 долларов на 100 километров. В 2006 году 'Газпром' хочет перейти на рыночные механизмы. 'Нафтогаз' утверждает, что в этом случае, компания поднимет тарифы транзита. Через два дня после собрания, которое выдалось бурным, и на котором встретились Алексей Миллер, глава 'Газпрома' и Алексий Ивченко, патрон 'Нафтогаза', Владимир Путин и Виктор Ющенко провели переговоры по телефону.
Информации об этих переговорах мало. Политики хотят разрешить кризисную ситуацию. Но каждый защищает интересы своего государства, а они не всегда совпадают. В разговоре они затронули тему создания трехстороннего газового консорциума, который находится в процессе строительства с 2002 года, он объединяет Москву, Киев, а также Берлин. Украина, по мнению российской стороны, хотела бы похоронить этот проект, поскольку в нем подразумевается, что 'Газпром' будет контролировать украинские газопроводы.
Ответ российской компании последовал незамедлительно. Украинская пресса не без юмора комментирует: 'Мы повернулись спиной к России и сегодня мы удивляемся, что она хочет выпороть нас'. 40 процентов энергоносителей, используемых на Украине - российского происхождения. Эта зависимость довлеет над Киевом.
Леонид Кучма пытался избавиться от этого бремени. Безуспешно. Новое украинское правительство говорит о попытке диверсификации своих источников энергии и ищет поддержки у главы Туркменистана, резервы этой страны колоссальны, но они авансом проданы России.
Сапармурат Ниязов не исключает, что будет подписано соглашение с Киевом, но украинцы понимают, что газ, приобретаемый напрямую у Туркменистана им обойдется дороже, чем российский газ. Валерий Язев руководит комитетом, занимающимся вопросами энергетики в Думе. Он недавно посетил Киев, чтобы провести переговоры с парламентариями 'Рады'. Он считает, что не стоит 'драматизировать' ситуацию. 'У нас уже были куда более острые конфликты с Украиной. Киев не может обойтись без нашего газа. Европа - тоже. Я думаю, что ЕС поможет нам решить проблему' Быть или не быть независимыми от России?
Украинцы ответили на этот вопрос на последних президентских выборах, проголосовав за кандидата, который был склонен избрать политику открытости в отношении Запада. Виктор Ющенко никогда не скрывал своих амбиций: со временем вступить в ЕС. Москва приняла это к сведению и напомнила, что ни одна страна Западной Европы не пользуется ценовой привилегией на покупку газа или нефти. По мнению Юрия Бойко, в прошлом председателя правления 'Нафтогаза', 'цена в 160 долларов за 1000 кубометров поставила бы украинскую экономику на колени'. Первый вице-премьер Анатолий Кинах в свою очередь заявил, что в 2006 году Украина будет не в состоянии безболезненно перейти на рыночные механизмы в вопросе импорта российского газа.