Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Объединиться с демократами в Средней Азии

Соединенные Штаты не станут поддерживать диктаторов даже в обмен на взлетно-посадочную полосу

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Всего несколько месяцев назад казалось, что у Соединенных Штатов почти нет выбора в стратегически важных мусульманских странах Средней Азии. Во всех этих странах у власти стоят антидемократические режимы, что противопоставляет их политике продвижения свободы президента Джорджа Буша-младшего, хотя некоторые из них, тем не менее, являются ключевыми партнерами Пентагона в обеспечении операций в расположенном неподалеку Афганистане, а также считаются потенциальными местами размещения долговременных американских военных баз.

20 июня 2005 года. Всего несколько месяцев назад казалось, что у Соединенных Штатов почти нет выбора в стратегически важных мусульманских странах Средней Азии. Во всех этих странах у власти стоят антидемократические режимы, что противопоставляет их политике продвижения свободы президента Джорджа Буша-младшего (George W. Bush), хотя некоторые из них, тем не менее, являются ключевыми партнерами Пентагона в обеспечении операций в расположенном неподалеку Афганистане, а также считаются потенциальными местами размещения долговременных американских военных баз. Реакцией администрации США на эту дилемму была шизофрения: Государственный департамент США критиковал среднеазиатских деспотов, несмотря на то, что Министерство обороны США с ними дружило.

Пентагон по-прежнему ведет себя так, как если бы у него не было выбора. Хотя президент Узбекистана Ислам Каримов, например, недавно отдал приказ убить сотни своих граждан в городе Андижан, а теперь наотрез отказывается соглашаться на требования Соединенных Штатов и Европейского союза провести международное расследование этого инцидента, Министерство обороны США настаивает на том, что не существует иной альтернативы, как только обхаживать этого диктатора в обмен на доступ к узбекской авиабазе Карши-Ханабад. Вместо того чтобы пересмотреть отношения, сложившиеся после 11 сентября 2001 года, министру обороны США Дональду Рамсфелду (Donald H. Rumsfeld) хотелось бы сделать эти отношения постоянными и превратить Узбекистан в одну из цепочки передовых баз вооруженных сил США в Евразии.

Если соглашаться на такую политику, придется сделать два предположения: (а) что бы Соединенные Штаты ни делали, перспективы для политических перемен в Средней Азии нет; (б) для поддержки операций в Афганистане Соединенным Штатам по-прежнему остро необходимы зарубежные базы. Второе предположение отражает точку зрения военных специалистов, хотя стоит отметить, что на ближайшее время вооруженные силы США смогут иметь в своем распоряжении огромную бывшую советскую базу в городе Баграм, вблизи Кабула. Президент Афганистана Хамид Карзай (Hamid Karzai) предложил Соединенным Штатам долгосрочный союз в деле обеспечения безопасности.

Первое предположение потихоньку опровергается соседом Узбекистана, Киргизстаном, который также имеет на своей территории американскую авиабазу - и в котором в данное время осуществляются демократические преобразования. Таким, во всяком случае, было сообщение, посланное на прошлой неделе Розой Отунбаевой, исполняющей обязанности министра иностранных дел в переходном правительстве, которое пришло к власти после народного восстания 24 марта с.г.

Отунбаева, первое высокопоставленное официальное лицо Киргизстана, которая посетила Вашингтон с краткосрочным визитом с того момента, как народное восстание отстранило от власти и вынудило отправиться в зарубежную ссылку автократического президента Аскара Акаева, подчеркнула в своем послании два положения: ее правительство полно решимости 10 июля с.г. провести свободные и честные президентские выборы; новый демократический режим хотел бы сохранить тонко сбалансированную внешнюю политику, которая строится на дружбе как с Соединенными Штатами, так и с Россией. "Намеченные на 10 июля выборы являются нашим самым трудным итоговым экзаменом, который нам придется сдать, чтобы доказать, что мы намерены стать демократической страной, - заявила Отунбаева группе исследователей из Фонда Карнеги. - Мы хотим, чтобы состоялся дебют новой страны и нового отношения к нам в мире".

Киргизским демократам, лидером которых является Отунбаева, предстоит очень трудная работа в их бедной горной стране. Акаев пришел во власть еще до получения Киргизстаном независимости от Советского Союза в 1991 году, и сегодня значительная часть экономики находится под контролем членов его семьи и политических союзников. В противоположность демократическим восстаниям в Грузии и на Украине, революция, которая сместила этого диктатора, оказалась насильственной, и кровопролитие продолжается и поныне, при этом убивают и нападают на видных деятелей как прежнего, так и нынешнего режимов. Отунбаева сказала, что встретилась с "большим скептицизмом" в Вашингтоне относительно трансформации ее страны.

В ответ она обратилась к государственному секретарю США Кондолизе Райс (Condoleezza Rice) за помощью в подготовке сотрудников киргизской службы безопасности. Она похвально отозвалась о деятельности американской радиостанции "Radio Liberty" за ее роль в демократическом восстании и попросила, чтобы эта роль не снижалась, как случилось с американскими радиопередачами, транслировавшимися на большую часть Евразии. Короче, она "попросила Соединенные Штаты защищать демократию и строить демократию".

Все вышесказанное ставит вопрос: Почему бы администрации Буша-младшего не начать фокусировать свое внимание на Киргизстане как военном и политическом партнере, в то же время демонстративно "заморозив" отношения с Узбекистаном и Каримовым? Логически рассуждая, это возможно: по сути, некоторые операции ВВС США уже перенесены из Узбекистана в Казахстан из-за того, что Каримов ограничил полеты с авиабазы Карши-Ханабад в отместку за требование Государственного департамента США расследовать резню в Андижане. Это серьезно приободрило бы киргизских демократов, которые в таком случае смогли бы утверждать перед соотечественниками, что демократия приносит очень важные результаты в форме привилегированных партнерских отношений с единственной в мире сверхдержавой. Тем самым было бы также послано очевидное сообщение мусульманским странам Средней Азии: Соединенные Штаты не станут поддерживать диктаторов даже в обмен на взлетно-посадочную полосу.