20 июня 2005 года. Отец пилота вертолета, потерпевшего катастрофу, в которой погиб английский юрист, работавший на одного российского олигарха, вчера вечером заявил, что вертолет, вполне возможно, был взорван бомбой.
Деннис Рэдфорд (Dennis Radford), чей сын, Макс (Max), погиб в пилотской кабине вертолета вместе со Стивеном Кертисом (Stephen Curtis), юридическим консультантом нефтяного магната Михаила Ходорковского, которого недавно засадили за решетку в России, сказал, что этих двоих, вполне возможно, убили.
Его заявление последовало за докладом комиссии по расследованию авиационных катастроф, в котором утверждалось, что катастрофа, случившаяся в марте прошлого года неподалеку от аэропорта Бурнемаут (Bournemouth), произошла в результате ошибки пилота.
Г-н Рэдфорд заявил корреспонденту газеты "The Times", что этот доклад был попыткой скрыть правду о причине катастрофы, и что этих двоих, вполне вероятно, убили по причине связей г-на Кертиса с Ходорковским.
"Это вполне могла быть бомба, - сказал г-н Рэдфорд. - Дело в том, что расследовать-то было нечего: после падения весь вертолет рассыпался на мелкие кусочки.
"Макс был опытным пилотом, и, кроме того, есть женщина-свидетельница, которая заявила, что перед самой катастрофой слышала громкий хлопок.
"Г-на Кертиса волновала его личная безопасность, потому что, говорил он друзьям, кое-кто в России угрожал ему смертью.
"Моя жена и я не уверены на все 100% относительно того, что произошло, однако мы считаем, что власти не сумели должным образом расследовать все эти угрозы. Следует провести публичное расследование.
Как заявила семья Макса Рэдфорда, в докладе об этой катастрофе, опубликованном 10 дней назад, вина за катастрофу возложена на 34-летнего Макса Рэдфорда. Там сказано, что он, быть может, потерял ориентировку в условиях дождя. В докладе не рассматриваются угрозы смертью, о которых Кертис рассказал полиции.
Г-н Кертис, которому было 45 лет, был в прошлом году директором компании "Менатеп" г-на Ходорковского, когда того отдали под суд за уклонение от уплаты налогов и обман инвесторов.
В прошлом месяце Ходорковского осудили на девять лет исправительно-трудовых работ, а активы его компании продали, чтобы заплатить 18 млрд. английских фунтов стерлингов. Большинство осудили этот судебный процесс как несправедливый.
Г-н Редфорд, кроме того, хочет, чтобы власти разобрались, нет ли связи между катастрофой вертолета и убийством Эдуарда Штерна (Edouard Stern), швейцарского адвоката, который был советником компании, готовившей к банкротству "Менатеп". Ранее в этом году г-на Штерна нашли застреленным; на нем был только узкий комбинезон из латекса.
Представитель комиссии по расследованию авиационных катастроф отрицал, что ее доклад был попыткой скрыть правду и заявил, что любые угрозы жизни г-на Кертиса не являются предметом разбирательства комиссии.
"Не было совершенно никаких свидетельств наличия злого умысла", - сказал он.
Решение лишить политической власти олигархов, которые приобрели свои состояния на приватизационных аукционах в годы правления Ельцина, было одним из главных приоритетов президента Путина. Однако приговор Ходорковскому сделал его символом либеральной оппозиции.
Когда Кремль обрушился с нападками на Ходорковского и его бывшую компанию "ЮКОС", его главными целями были наказать Ходорковского за вмешательство в политику и преподать урок других олигархам. В последнем случае это ему удалось.
Олигархи были запуганы и начали возвращать недоимки по налогам прошлых лет, от уплаты которых они в свое время уклонились с помощью "лазеек" в налоговом законодательстве, а также стали делать "патриотические" жесты.