Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Уроки по улучшению российско-японских отношений

Сегодня крайне важно, чтобы обе стороны забыли прошлые обиды и начали строить ориентированные на будущее отношения

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Эпоха империализма уже давно канула в лету, и призрак войны больше не беспокоит Россию и Японию. Тем не менее, эти две мировые державы, похоже, просто не в состоянии построить нормальные отношения, заключив взаимоприемлемый мирный договор, пусть и с очевидным опозданием.

Этот год ознаменовал собой 150-летие с момента подписания Шимодского соглашения, пакта, установившего дипломатические отношения между Японией и Россией.

В 2005 г. также будет отмечаться столетие Портсмутского мирного договора, подведшего черту под Русско-японской войной.

В те исторические моменты Россия и Япония представляли собой две уникальные цивилизации, находящиеся на разных стадиях национального развития: Россия была на пике своей восточной экспансии, а Япония наконец-то прекратила самоизоляцию, продолжавшуюся более двухсот лет. Заключив вышеупомянутые договоры, лидеры двух стран преподали всем нам очень важный урок: успех двусторонних отношений стал возможен благодаря действиям выдающегося политического руководства, нашедшего в себе силы побороть культурные разногласия и установить мирные взаимоотношения без учета империалистической идеологии и результатов войны.

С тех пор эпоха империализма уже давно канула в лету, и призрак войны больше не беспокоит Россию и Японию. Тем не менее, эти две мировые державы, похоже, просто не в состоянии построить нормальные отношения, заключив взаимоприемлемый мирный договор, пусть и с очевидным опозданием.

Одной из очевидных причин этого является отсутствие в Москве и Токио сильного и мудрого политического руководства, способного преодолеть препятствия у себя дома и решить главную проблему двусторонних отношений - спор вокруг Северных территорий или южной части Курильских островов.

В свете ослабления своих позиций в мировой политике, бесконечных экономических неурядиц и усугубляющегося с каждым годом социального кризиса Москва, полагаясь главным образом на национализм, отчаянно старается вернуть гордость своему народу и сохранить целостность государства. Расширение НАТО и ЕС, вплотную подошедших к восточным границам России, еще больше способствует укреплению националистических настроений населения.

Российская историография напрямую связывает советскую оккупацию Курильских островов с победой во Второй мировой войне, добытой при помощи союзников по Ялтинской конференции. Москва яростно сопротивляется всем попыткам переписать историю этой войны, стоившей советскому народу огромных человеческих жертв и материальных затрат.

Что касается Токио, то здесь политические разногласия внутри правящей Либерально-демократической партии продолжают откладывать проведение реформ, необходимых для того, чтобы вывести Японию из зоны экономического дискомфорта - источника недовольства населения.

Недавние антияпонские выступления в Китае и Южной Корее напомнили японцам о том, что прошлое продолжает преследовать их страну и подрывать ее репутацию в Восточной Азии.

На фоне жесткой конкуренции между Китаем и Японией за региональное господство антияпонские настроения в соседних странах раздувают пламя националистического пожара и в самой Японии, несмотря на то, что послевоенный пацифизм среди людей старшего поколения по-прежнему очень силен.

В таких условиях ни о какой ближайшей перспективе территориального компромисса между Москвой и Токио говорить пока не приходится.

Необходимо мыслящее творчески руководство

Сегодня крайне важно, чтобы обе стороны забыли прошлые обиды и начали строить ориентированные на будущее отношения - точно такие же, каких Токио пытается добиться от Пекина и Сеула.

Существует огромное количество вопросов регионального и глобального характера, вызывающих озабоченность обеих стран и требующих от них двустороннего сотрудничества, а именно, проблемы энергетики, окружающей среды, безопасности, нераспространения ядерного оружия, терроризма, торговли людьми, эпидемии СПИДа и региональной экономической интеграции.

Для того чтобы устранить территориальные разногласия, политикам в Москве и Токио необходимо выйти на новый уровень творческого политического руководства. Например, обе стороны могли бы рассмотреть следующие предложения.

Россия и Япония должны заключить мирный договор, в котором бы обе стороны еще раз подтвердили положения Совместной советско-японской декларации 1956 г. и Токийской декларации 1993 г.

В первой декларации, ратифицированной правительствами обеих стран, Советский Союз согласился вернуть Японии острова Хабомай и Шикотан после заключения мирного договора. Во второй стороны признали, что острова Кунашир и Итуруп также являются предметом международного спора. Мирный договор с таким подтверждением не внесет каких-либо изменений в ситуацию, сложившуюся после подписания Декларации 1993 г.

Далее Москва должна согласиться вернуть острова Хабомай и Шикотан в течение разумного периода времени, скажем, двадцати лет, после чего обе стороны, в этом же или отдельном договоре, должны обозначить свою решимость урегулировать спор вокруг двух других островов. Это будет главная уступка со стороны Москвы.

В свою очередь Япония должна заявить, что в течение этого 'переходного периода' она не станет поднимать вопрос, касающийся оставшихся островов, в официальных переговорах с Москвой. С ее стороны это будет тактическое смягчение позиции, а не отказ от территориальный притязаний.

Обе стороны также должны договориться о том, что в переходный период россиянам, в настоящее время проживающим на территории вышеупомянутых островов, будет разрешено остаться в своих домах, а японцам, когда-то населявшим эту территорию, будет позволено свободно приезжать на землю своих предков (наряду с другими гражданами Японии).

На этот срок японской стороне также необходимо взять на себя обязательство по государственному и частному финансированию реформ экономической и социальной инфраструктуры на благо российского и японского населения всех островов.

В конце переходного периода стороны должны признать суверенитет Японии над островами Хабомай и Шикотан, договорившись при этом о том, что россияне, не желающие покидать свои дома, останутся в них в качестве постоянных жителей Японии. Статус постоянного жителя предположительно будет распространяться и на их детей, если они того пожелают.

На всем протяжении переходного периода уголовный, гражданский и другие кодексы каждой из стран будут применяться только по отношению к собственным гражданам, проживающим на островах.

Судебные иски, касающиеся имущества, инвестиций, договорного права, физического и морального ущерба и других вопросов, будут рассматриваться в суде, выбранном по соглашению сторон, или в специальном арбитражном суде, созданном российскими и японскими властями.

Новые проблемы и возможности в будущем

Существуют различные вариации на вышеизложенную тему, не исключено также и то, что целеустремленное руководство обеих стран выступит со своими собственными инициативами. Российские и японские политики должны быть искусными в своих действиях, признавая тот факт, что прошлые подходы были ошибочны и не смогут привести к взаимоприемлемому решению территориального спора.

Как уже не раз бывало в решающие моменты истории, Россия и Япония столкнулись сегодня с серьезными внешними и внутренними проблемами. Россия постепенно забывает хаос 90-х годов прошлого столетия, а Япония восстанавливается после последствий 'потерянного десятилетия'. Обеим странам предстоит решить множество внешнеполитических проблем.

России и Японии необходимо извлечь уроки из Шимодского и Портсмутского соглашений, чтобы их политическое руководство смогло пересилить себя и вписать новую главу в историю двусторонних отношений двадцать первого века.

Цунео Акаха - эксперт по вопросам международной политики, профессор Монтерейского института международных исследований (Калифорния). Анна Васильева - адъюнкт-профессор этого же института, руководитель Программы российских исследований