Со времени последней встречи шестерки, в которую входили обе Кореи, США, Китай, Япония и Россия, собиравшейся для того, чтобы попытаться наладить 'диалог' между двумя Кореями, прошел почти год. С тех пор Северная Корея не прекращает отчаянных и все менее успешных попыток вызвать реакцию противника, делая бесчисленные заявления о реальности и укреплении своего ядерного арсенала. Таким образом она надеется добиться возобновления помощи, которая с середины 90-х годов давала режиму возможность выжить.
Однако, вопреки ожиданиям северокорейских руководителей, эта стратегия нагнетания напряженности и добровольной изоляции может лишь еще больше сузить для Пхеньяна поле для маневра. Хуже того, Северная Корея, которая так сильно заботится о защите своих 'национальных интересов', отказываясь от любой попытки диалога и любых перемен, оказалась сегодня в положении простой пешки, которую разыгрывают великие державы, в партии, где ставки неизмеримо выше.
Действительно, северокорейский вопрос все больше и больше выглядит как косвенный элемент китайско-американской стратегии, цель которой состоит лишь в том, чтобы ослабить друг друга и набрать очки, разыграв корейскую карту. Что касается Вашингтона, то он - и не без успеха - делает ставку на бездействие в отношении Пхеньяна. Глубоко увязнув в Иракской войне и понимая, что в случае с Азией любой сценарий с применением силы выглядит неприемлемым, США, похоже, не в состоянии решить северокорейскую ядерную проблему.
И все же, отказываясь от возобновления любой помощи, повторно поддавшись на ядерный шантаж Пхеньяна и постоянно выступая с резким осуждением режима, США удалось показать, что КНДР, в сущности, беспомощна, и постепенно подтолкнуть северокорейские власти к переговорам. Пусть даже вне рамок шестистороннего диалога, который так и не привел к каким-либо убедительным результатам.
В то же время угрозы Вашингтона применить санкции и мобилизовать Совет безопасности адресованы также и Пекину. США стремятся таким образом разоблачить его истинные позиции как раз тогда, когда режим в Китае, как во внешней, так и во внутренней политике, во всех идеологических аспектах - экономическом и стратегическом - похоже, предпочитает проводить более жесткую политику. Официально для Соединенных Штатов Китай не представляет угрозы. Но любой 'правдивый' анализ, как недавно выразился Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld) в Сингапуре, не может не учитывать постоянного и методичного наращивания военной мощи государством, которое со времени окончания холодной войны считало, что условием его внешней безопасности является значительное усиление.
Для Вашингтона, речь идет о том, чтобы переместить центр тяжести с борьбы с терроризмом с учетом стратегического равновесия в Азии. Это стратегическое равновесие, как считает Пентагон, может быть поставлено под сомнение из-за стратегии Китая, который отдает предпочтение утверждению силы. В такой ситуации заставить Китай 'выйти из тени' по северокорейскому вопросу, который взаимосвязан со всеми основными, по мнению американских стратегов, угрозами, позволил бы ослабить легитимность, а, стало быть, региональные и мировые позиции Пекина, выявив ограниченность его узко национальных интересов.
Но, по мнению КНР, такая ослабленная и зависящая от китайской помощи Северная Корея может еще послужить пугалом и наживкой в отношении США. Тем более что Пекин не уверен, что, в случае крушения режима Пхеньяна, он обретет в лице объединенной Кореи полностью подходящий для него режим. Таким образом, он пытается избежать угрозы американо-японского давления на своем северо-восточном фланге. Корейские царства всегда придерживались стратегии удержания равновесия между могущественными соседями. Северной Корее удалось возобновить эту игру, прерванную в период японской колонизации, который совпал с распадом китайской и российской империй, и она сумела в полной мере извлечь выгоду из разрыва отношений между СССР и Китаем в 60-е годы.
Чтобы действительно обрести пространство для маневра и хотя бы малейший шанс для выживания после крушения СССР, Пхеньяну остается только один путь. Он заключается в развитии, которое освободило бы Северную Корею от китайского влияния, которому служит стратегия самоисключения режима. Для этого не может быть достаточно лишь стратегии, направленной на сближение с Южной Кореей. Отказываясь вести диалог с Вашингтоном и Токио и предпринимать шаги, которых они от нее ждут, по ядерному вопросу и по вопросу похищенных в 80-е годы граждан Японии, Северная Корея действует отнюдь не в собственных интересах, а в традиционных интересах китайского сюзерена.
Валери Нике - руководитель отдела изучения китайской и азиатской стратегии Института международных отношений и стратегии (Iris)