Марк Гинсберг является аналитиком глобальных проблем на телевизионном канале агентства "Fox News". В прошлом он был послом США в Марокко. Кроме того, сейчас он является исполнительным директором компании "Northstar Equity Group"
20 июня 2005 года. Недавний срежиссированный Кремлем приговор по судебному делу (в действительности гонению) председателя правления нефтяной компании "ЮКОС" Михаила Ходорковского должен окончательно подтвердить сомнения в отношении данного российским президентом Владимиром Путиным американскому президенту Джорджу Бушу-младшему (George W. Bush) обещания вести Россию путем демократических реформ.
Этот показательный судебный процесс в советском стиле в сочетании с недавним захватом г-ном Путиным ряда средств массовой информации (СМИ), притеснениями политических противников и незаконной конфискацией частной собственности разоблачил истинную автократическую сущность г-на Путина и правящего в настоящее время в Кремле Политбюро антизападных "силовиков" (бывших ка-гэ-бэшников).
К сожалению, реакция администрации Буша-младшего на этот приговор была разочаровывающе приглушенной, несмотря даже на доклад Государственного департамента США о нарушениях прав человека в 2004 году, где приводятся тревожные свидетельства манипуляции Кремлем российской судебно-правовой системой в интересах достижения своих политических целей. Действительно, как ни пытайся отыскать последовательность в подходе президента Буша-младшего к откату России от демократии, политика США в отношении России или то, что выдается за политику, кажется, вечно, подвергается "внутреннему пересмотру" (да, кстати, очередной такой пересмотр осуществляется в настоящее время, как если бы предполагалось, что он-то и создает политику).
Все это тем более удивительно, если учесть, что государственный секретарь США Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) является "царицей" российской политики американской администрации, памятуя о том, что она на протяжении всей карьеры плотно занимается американо-российскими отношениями.
Представляется, что при нынешнем застойном состоянии американо-российских отношений и неэффективном руководстве г-жой Райс процессом выработки ответных действий она прямиком движется к тем самым неудачам в отношении российской политики, за которые она резко критиковала администрацию Клинтона (Clinton), а именно, к неспособности "говорить правду" о том, что происходит внутри России и к игнорированию последствий для национальных интересов Соединенных Штатов становящейся все более авторитарной политики г-на Путина.
Если изменение политики продолжится, а г-н Путин не будет подвергнут действенному осуждению, возникнет реальная угроза, что г-же Райс придется в скором времени отвечать на тот самый рефрен, которым ее коллеги-республиканцы упорно досаждали администрации Клинтона: "Кто потерял Россию?"
Чем это грозит для Соединенных Штатов?
Во-первых, есть неопровержимые доказательства того, что "ресоветизация" Кремлем энергетического сектора прямо способствует рост цен на энергоносители в США, раздражая энергетические рынки и мешая экспорту российской нефти. Укрепление контроля Кремля над огромным энергетическим сектором России не приносит Соединенным Штатам ничего хорошего. Вовсе не случайно, что г-н Путин считает энергетические резервы России экономическим и стратегическим активом для усиления влияния России над испытывающими энергетический голод странами Прибалтики и Восточной Европы, которые сегодня являются союзниками США.
Более того, государственный контроль над нефтяной отраслью России также призван расширить арсенал внешнеполитических средств г-на Путина и стать активом, который, с учетом нашей зависимости от экспорта российской нефти, по его мнению, позволит свести на нет эффективность предпринимаемых Соединенными Штатами мер по принуждению его путем запугивания к изменению курса.
Каковы вероятные долгосрочные цели г-на Путина?
Путинская бессистемная внутренняя и внешняя политика все больше доказывает, что он, наконец, согласился с очевидным: Россию в ближайшее время не станут звать в Европейский союз (ЕС).
В отличие от бывших советских республик по периферии России, которые встали на путь реформ, чтобы удовлетворять требованиям, предъявляемым к кандидатам в члены ЕС, г-н Путин не имеет аналогичных мотивов или требований. Как результат этого, Россия остается вне сферы притяжения демократических обязательств ЕС.
Г-н Путин активно проводит политику, призванную вернуть Кремлю господство - как на внутреннем фронте, так и на международном - чтобы проводить в жизнь особенно унилатералистскую повестку "России-матушки".
Если эта повестка потребует от г-на Путина консолидировать и централизовать власть за счет главенства закона и демократической реформы, то это, по его оценке, является незначительной ценой. А если эта повестка потребует от него проводить политику во вред Соединенным Штатам, то это такая шахматная игра, в которую он готов сыграть.
Г-н Путин мало что оставляет воображению. Под его руководством Россия настойчиво проводит такую политику, которая прямо бросает вызов интересам Соединенных Штатов в области стабильности и демократических реформ не только на периферии России, но также на Ближнем и Среднем Востоке и теперь вот в Латинской Америке.
Поставляя ядерные технологии Ирану, г-н Путин подрывает совместные американо-европейские усилия, направленные на прекращение ядерных программ этой страны. Поставляя ракеты малой дальности стрельбы Сирии, он оказывает поддержку режиму, прямо помогающему восстанию в Ираке. Наращивания экспорт в Китай российской военной продукции, он помогает изменить соотношение вооруженных сил на Дальнем Востоке. Не так давно Белый дом оказался застигнутым врасплох решением г-на Путина продать российское вооружение Уго Чавесу (Hugo Chavez) из Венесуэлы.
Более того, г-н Путина не пошевелил и пальцем, чтобы помочь Соединенным Штатам в глобальной войне с террором или в стабилизации Ирака.
Когда бы бушевский Белый дом ни закончил свой последний пересмотр политики США в отношении России, мало что изменится в обстановке на внутри- и внешнеполитическом фронтах, которую г-н Путин пытается создать. Соответственно, администрации США надлежит:
- прекратить себя обманывать, что выхолащивание демократической реформы в России никак не скажется на американских интересах;
- целиком и эффективно поддержать демократические силы внутри России;
- продолжать оказывать на Кремль давление в пользу того, чтобы он выполнял все конкретные обязательства в отношении демократической реформы, включая немедленное освобождение из-под стражи г-на Ходорковского, возвращение свободы независимым СМИ и прекращение притеснений Кремлем неправительственных организаций гражданского общества.
Надо обязательно сделать так, чтобы г-н Путин знал, что его антидемократический курс не пройдет ему даром, в том числе, возможно, будет отклонена заявка России на прием во Всемирную торговую организацию и пересмотрен вопрос об участии России в качестве полноправного члена в Большой Восьмерке и предоставлении г-ну Путину кресла председателя на саммите Большой Восьмерки.
Президент Буш-младший, наверняка, будет разочарован тем, что он ошибся в отношении намерений г-на Путина. Мы упускаем время, чтобы превратить это разочарование в эффективную ответную реакцию.