Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
В Америке 'Гулага' нет

Amnesty International является слишком ценной организацией, чтобы ее престиж был подорван словами чересчур увлекшимися политическими аналогиями руководителей

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Жестокость, процветавшая в гулаговской системе, и размах самой системы лагерей описаны в многочисленных книгах, поэтому, полагаю, тут нет необходимости повторяться. При этом ни в каком отношении Гуантанамо или иная подобная американская тюрьма не похожа ни по условиям содержания заключенных, ни по самим своим масштабам на систему концентрационных лагерей, которая была внутренним стержнем тоталитарной коммунистической системы.

Несколько дней назад мне позвонил старый приятель, который уже много лет работает в Amnesty International. Он спросил меня, поддерживаю ли я, бывший советский 'узник совести', которого в свое время взяла под свое опеку Amnesty International, заявление исполнительного директора этой организации Ирен Хан (Irene Khan) о том, что тюрьма Гуантанамо Бей на Кубе является 'Гулагом нашего времени'.

'Разве ты не видишь, что между тем и другим огромная разница?' - сказал я ему в ответ.

'Конечно, вижу, - ответил он мне, - но согласись, что подобная постановка вопроса привлекает внимание к проблеме узников Гуантанамо'.

Само слово 'Гулаг' является сокращением от Главного управления лагерей, которое существовало в Советском Союзе при Сталине. После выхода в свет книги Александра Солженицина 'Архипелаг Гулаг' оно стало символизировать систему исправительно-трудовых лагерей, являвшуюся неотъемлемой частью жизни в бывших социалистических странах. Миллионы заключенных, томившиеся в лагерях, не совершили никаких уголовных или иных насильственных преступлений - единственная вина этих людей заключалась в том, что они принадлежали к 'неугодной' властям социальной, национальной или политической группе или высказывали 'неправильную' точку зрения.

Жестокость, процветавшая в гулаговской системе, и размах самой системы лагерей описаны в многочисленных книгах, поэтому, полагаю, тут нет необходимости повторяться. При этом ни в каком отношении Гуантанамо или иная подобная американская тюрьма не похожа ни по условиям содержания заключенных, ни по самим своим масштабам на систему концентрационных лагерей, которая была внутренним стержнем тоталитарной коммунистической системы.

Остановимся лишь на одном примере. В СМИ получили широкую огласку случаи надругательства со стороны американского персонала тюрьмы над Кораном в Гуантанамо. Однако, как доподлинно известно, эти священные для мусульман книги привезли из Афганистана в тюрьму Гуантанамо не сами заключенные. Их сюда доставила американская тюремная администрация. И это было сделано несмотря на тот очевидный факт, что большинство заключенных ошибочно черпают из Корана вдохновение для своей лютой ненависти к США.

Для сравнения можно упомянуть вот о каком факте из жизни Гулага. В 1966 году советский писатель Андрей Синявский был приговорен к семи годам исправительных работ за публикацию своих произведений. После прибытия в зону как-то вечером к нему подошел один из заключенных и спросил А. Синявского, желает ли он послушать библейские чтения Апокалипсиса. (Чтение и владение Библией в Гулаге было строго запрещено). В сопровождении этого человека А. Синявский прошел в кочегарку, где группа заключенных сидела на корточках в темноте своего укромного места. При свете языков пламени, вырывавшихся из топки, один из мужчин встал и начал по памяти читать текст из Святого Писания. Когда он закончил чтение, пожилой кочегар сказал: 'А теперь, ты, Федор, продолжай'. Федор вскочил на ноги и начал читать следующую главу. Весь текст Библии был распределен между членами этой группы заключенных - обычных русских людей, которые отбывали в лагерях от 10 до 25 лет за свои религиозные убеждения. Все они знали тексты из Библии наизусть и регулярно встречались здесь, декламируя отрывки из Писания перед своими товарищами, дабы тем самым не забыть их. При этом надо отметить, что все это происходило в 1967 г., когда Гулаг уменьшился в размерах, а советский режим стал более мягким, чем в прежние сталинские времена.

Amnesty International, которую в деле защиты прав человека всегда отличал объективный, основанный на реальных фактах и взвешенный подход, всегда была источником надежды для диссидентов во всем мере. Главным принципом в работе Amnesty International была концепция, согласно которой узники совести - это те люди, которые не используют политическое насилие и не призывают к нему. Сам факт, что вас считают узником совести, и что где-то в огромном мире люди знают ваше имя и работают, чтобы приблизить день вашего освобождения, для заключенного подобно лучику надежды.

Когда, отбыв срок в сибирской ссылке, я приехал в Соединенные Штаты, там я встретил сотни преданных своему делу сотрудников Amnesty International, которые направляли письма лидерам стран мира с требованием освободить узников совести. Их деятельность способствовала созданию той особой солидарности активистов борьбы за права человека по всему миру, независимо от национальных границ. При этом по вполне понятным причинам руководители социалистических стран воспринимали Amnesty International как ширму ЦРУ, а диктаторы тех стран, где правила правая хунта, считали ее активистов коммунистическими заговорщиками и подрывными элементами.

Поэтому вполне понятно, что деятельность Amnesty International получила наиболее широкий размах в Соединенных Штатах и Западной Европе, где к правам человека отношение серьезное, а их защита стала неотъемлемой составной частью внешней политики США, во многом благодаря усилиям президента Джимми Картера (Jimmy Carter). Совершались поистине героические попытки создания групп Amnesty International в странах с диктаторскими режимами, включая и Советский Союз, однако большая часть этих попыток заканчивалась арестами активистов и их насильственной высылкой из страны.

У Amnesty International достаточно причин критически относиться к ряду действий, предпринимаемых США. Однако, используя прием гиперболы и допуская смешение понятий, стирая тем самым грань между репрессивными режимами и недоработками и отдельным несовершенствами демократической системы, отдельные представители Amnesty International вредят авторитету этой уважаемой международной организации. Ведь отдельные случаи нарушения прав человека в США выглядят сущей безделицей на фоне тех массовых случаев, которые отмечаются на Кубе, в Южной Корее, Пакистане и Саудовской Аравии.

Самым эффективным способом критики политики США является искреннее признание того факта, что эта страна должна соответствовать высочайшему стандарту, основанному на ее Конституции, законах и традициях. Мы не сможем выполнять своих обязательств в качестве единственной сверхдержавы мира, если на нас не будут смотреть в мире как на высочайший авторитет в области морали. Несмотря на риски, связанные с терроризмом, Соединенные Штаты не могут бесконечно держать в заключении людей, которые признаны опасными, не соблюдая при этом надлежащих условий их содержания под стражей и периодически не пересматривая статус этих заключенных.

Слова имеют вес. Когда официальные представители Amnesty International используют в своих выступлениях такие слова, как 'гулаг' для того, чтобы охарактеризовать нарушения прав человека в США, они дают тем самым администрации Буша возможность отмести обоснованную критику и подорвать доверие к Amnesty International. Надо отметить, что Amnesty International является слишком ценной организацией, чтобы ее престиж был подорван словами чересчур увлекшимися политическими аналогиями руководителей.

Автор - бывший советский диссидент и правозащитник, ныне проживающий в США

____________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Гуантанамо - это не Гулаг ("The International Herald Tribune", США)