Вы можете говорить о президенте Исламе Каримове все, что угодно, но он не боится играть жестко. Недавно глава Узбекистана ввел ограничения на использование американскими военными авиабазы 'Карши-Ханабад' на юго-востоке Узбекистана, имеющей исключительное значение для операций войск США в Афганистане. Запрет на ночные полеты последовал на прошлой неделе, после того как политический режим Каримова подвергся жесткой критике со стороны Госдепартамента США и Европейского Союза за недавнюю расправу над демонстрантами в Андижане. Каримов не внял призывам к проведению международного расследования этой резни, ставшей причиной гибели сотен людей.
Заявления пресс-службы Белого дома свидетельствуют о том, что Министерство обороны США попыталось заблокировать расследование андижанских событий в надежде задобрить Каримова и в перспективе возвратить себе контроль над авиабазой. Но узбекский лидер, похоже, не собирается идти на попятную. 'Если ограничения будут отменены сейчас, то это подорвет авторитет Каримова у себя дома, - считает Андрей Грозин, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ. - Он просто не может себе этого позволить'.
Каримов, судя по всему, больше склоняется к стратегическому партнерству с Россией, которая опасается возникновения политической нестабильности у себя под боком. 'У Каримова нет другой альтернативы, - уверен Мухаммед Салих, лидер оппозиции и председатель Демократической партии Узбекистана, находящийся в изгнании и планирующий приехать в Соединенные Штаты в конце этого месяца. - Для него Россия и Китай сегодня являются более важными партнерами, чем Соединенные Штаты или Великобритания. В Узбекистане крепнут спонсируемые правительством антиамериканские настроения'.
'И все же это очень рискованная игра, потому что, если Каримов лишится поддержки Соединенных Штатов, это еще больше ослабит его позиции', - добавляет он.