По прошествии 15 лет после распада Советского Союза наблюдатели говорят о повторном разложении политического терроризма, однажды уже имевшего место в российской империи. Впрочем, проявления распада не касаются непосредственно самой России. Она за годы правления Путина консолидировалась.
На постсоветском пространстве сегодня соперничают два союза и две системы ценностей. Такие страны, как Украина, Грузия и Молдавия, добиваются вступления в НАТО и в ЕС. Тбилиси и Кишинев потребовали от России закрыть там свои военные базы. Киев пытается вытеснить Россию с военно-морской базы в Севастополе. Наблюдатели предполагают, что там должны быть созданы условия для проведения третьего этапа расширения НАТО в сторону востока.
В трудном положении оказываются авторитарные режимы в других постсоветских государствах. Либеральные революции на Украине и в Грузии оказали влияние на Среднюю Азию. В Киргизии дело дошло уже до насильственной смены власти, в Узбекистане режим подавил протест с помощью танков. В Белоруссии и в Казахстане тамошние режимы оказались в трудной ситуации в связи с предстоящими президентскими выборами.
Еще никогда западное влияние на постсоветском пространстве не было столь сильным, как сегодня. США не собираются закрывать свои военные базы в Средней Азии. Наоборот, с целью усиления военного давления на Иран и весь Средний Восток, на Кавказе могут вскоре появиться войска НАТО.
Завершение строительства нефтепровода, ведущего из Баку через Тбилиси в турецкий Джейхан, покончило с российской монополией на транспортировку нефти в бассейне Каспийского моря. Этот трубопроводный проект является всего лишь первым шагом на пути к энергетическому альянсу Запада и союза ГУАМ (его члены - Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия). ГУАМ, призванный навсегда освободить из российских объятий южные постсоветские государства, поддерживают США и такие страны, как Польша, или государства Балтии.
Eсли Путин думал, будто сможет привлечь с помощью своей авторитарной модели другие постсоветские страны, то теперь он вынужден считаться с возможностью оказаться в связи с серьезными изменениями на границах своей страны в изоляции.
Помимо США в происходящее вмешиваются еще два действующих лица. Китай впервые проводит военные маневры в Средней Азии и самостоятельно строит громадный нефтепровод, который будет перекачивать казахскую нефть в Азию.
ЕС тем временем разрабатывает свою 'политику отношений с соседями' на постсоветском пространстве. Ядром этой стратегии являются миротворческие миссии в Молдавии, Грузии и в Нагорном Карабахе. Германия предлагает России помощь в восстановлении Чечни. ЕС, таким образом, хочет открыть двери на Северный Кавказ.
Новые геополитические перемены в Евразии толкуют по-разному. На Западе кое-кто рассматривает этот процесс как сдерживание имперской России. Другие - как Берлин и Париж - ищут пути интеграции России с конституирующейся по-новому с геополитической точки зрения Европой- Евразией.
В России тоже существуют два разных течения. Националисты считают себя окруженными со всех сторон и настаивают на проведении мер оборонительного плана. Другие, такие, как Совет по внешней и оборонной политике, разрабатывают новые концепции присоединения России к Европе. Только таким образом, дескать, можно избежать конфликта с Западом. Претензии России самой стать частью Запада смягчили бы для нее психологическое воздействие политического перелома на постсоветском пространстве и позволили бы не рассматривать этот перелом как историческое поражение.
Только Москва, рекомендуют российские стратеги, должна смотреть не на сегодняшний ЕС, а ориентироваться на ЕС 2020 года. ЕС тогда откажется от нынешней концепции партнерства, основанного на ценностях, и согласится с российским предложением о содружестве, основанного на прагматических интересах.
___________________________________________________________
Избранные сочинения Александра Рара на ИноСМИ.Ru
Путин не диктатор ("Eurasisches Magazin", Германия)
'В стране стабильная ситуация' ("Der Tagesspiegel", Германия)
Россия не враг ("Der Tagesspiegel", Германия)
Западу нельзя продолжать раздражать Путина ("Die Welt", Германия)
ЕС просто не позаботился об Украине ("Deutschlandfunk", Германия)
Не надо бояться нового оружия Путина ("Welt am Sonntag", Германия)
Исход выборов на Украине может стать судьбоносным для политики Путина ("Die Welt", Германия)
Наш человек в Москве ("Cicero", Германия)
Украина больше, чем буфер ("Die Welt", Германия)
Будущее 'системы Путина' ("Deutsche Bank Research", Германия)
Холодный мир ("Internationale Politik", Германия)
Путин прошел испытание на предмет возможности своего переизбрания ("Deutschlandfunk", Германия)