Уже восемь лет прошло с того дня, когда тогдашний чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров проиграл матч компьютеру Deep Blue.
После той победы компьютера над человеком было бы неудивительно, если бы элита мировых шахмат вообще перестала соревноваться с машинами. В конце концов, кто сможет победить компьютер, если это не удалось лучшему шахматисту мира? К тому же, учитывая размеры эго любого гроссмейстера, возрастающие пропорционально его достижениям и не позволяющие спокойно относиться к поражениям, сама возможность, даже теоретическая вероятность проиграть машине - причем проиграть с треском - могла совершенно отвратить шахматистов от подобного времяпрепровождения.
Однако случилось совершенно обратное: матч Каспарова против Deep Blue не только не поставил последнюю точку в споре человека и машины, но еще больше подхлестнул его. Вызов железным игрокам бросает все больше и больше гроссмейстеров.
Сегодня в студии телекомпании 'Эй-Би-Си' на Таймс-сквер в Нью-Йорке действующий чемпион мира по версии Международной шахматной федерации и 32-й номер в мировой классификации Рустам Касимджанов из Узбекистана сыграет матч в одну партию против шахматной программы, разработанной корпорацией Accoona. Accoona владеет одной из поисковых служб в интернете, и ее шахматная программа разработана на базе комплекса по поиску объектов в Сети и на компьютере.
Кроме того, британец Майкл Адамс (Michael Adams), занимающий в мировой табели о рангах шестую строку, сегодня начинает матч из шести партий против шахматного суперкомпьютера Hydra ('Гидра'), разработанного в Объединенных Арабских Эмиратах компанией Pal Group. Матч пройдет в Лондоне в конференц-центре Уэмбли (Wembley Conference Center).
А буквально в начале июля эстонец Ян Эльвест (Jaan Ehlvest), который сейчас уже 103-й, но когда-то добирался и до ведущей десятки, сыграет четыре партии против шахматной программы Zappa. Этот матч также пройдет в Нью-Йорке, на Манхэттене, в помещении Estonian House, 34-я Восточная Стрит, 243.
Всем гроссмейстерам обещают за игру денежные премии, но все они утверждают, что сесть за стол против компьютера их побуждает совсем не это.
Касимджанов, например, как действующий чемпион, за прошлый год успел поучаствовать в нескольких международных турнирах с серьезными призовыми фондами. За игру же против машины, по его словам, он получит пятизначную сумму, но играть садится ради пропаганды шахмат и спортивного интереса.
Эльвесту заплатят 500 долларов и еще 1500, если он выиграет, и 750, если сведет матч вничью, но он также заявил, что согласился на игру ради популяризации шахмат и потому, что у него как раз появилось свободное время.
Адамс, как и Касимджанов, регулярно играет на турнирах с оплаченными призовыми, и его ставка на матч против компьютера выше, чем у остальных. За каждую выигранную партию он получит 25 тысяч долларов, за ничью - 10 тысяч за партию. Выиграв все шесть партий, Адамс может заработать 150 тысяч долларов - правда, если он проиграет все шесть, не получит ничего. По словам самого гроссмейстера, он надеется 'показать, что против 'Гидры' можно играть, и у нее есть слабости, которые можно использовать'.
Предстоящие матчи - отнюдь не первые после противостояния Каспарова и Deep Blue в 1997 году.
В 2002 году Владимир Крамник, выигравший у Каспарова титул чемпиона мира двумя годами раньше, играл восемь партий против программы Deep Fritz и завершил матч вничью.
В 2003 году Каспаров, который все еще возглавляет список лучших шахматистов мира, играл с компьютерными программами Deep Junior и X3D Fritz - оба раза вничью. В том же году Евгений Бареев, 12-й номер, также вничью отыграл матч с серийной программой Hiarcs.
Сегодня перед живыми шахматистами стоит более серьезная задача, чем вчера. Компьютеры становятся все быстрее, программисты не перестают работать над совершенствованием алгоритмов. В октябре прошлого года в испанском Бильбао три гроссмейстера - Веселин Топалов из Болгарии (N 2), Руслан Пономарев из России (N 19) и Сергей Карякин из Украины (N 63), три года назад в 12-летнем возрасте ставший самым молодым гроссмейстером в истории мировых шахмат, - участвовали в турнире против трех шахматных компьютеров - Hydra, Deep Junior и серийный Fritz 8. В результате Hydra и Fritz набрали по три с половиной очка из четырех возможных; Топалов и Deep Junior по полтора, а Пономарев и Карякин по одному.
Почему же гроссмейстеры не устают воевать с ветряными мельницами? Ведь не только чемпионы мира по бегу, но и скаковые лошади уже давным-давно перестали соревноваться с автомобилями. Все участники предстоящих матчей признают, что вероятность победить у них небольшая.
Особенно трудно придется Касимджанову. Адамсу и Эльвесту предстоит играть в нормальном турнирном формате, то есть у каждого игрока на партию будет примерно три часа, а у Касимджанова и Accoona будет на партию по 60 минут, причем после каждого хода будет добавляться по 10 секунд. По словам экспертов и шахматистов, чем короче формат игры, тем больше преимуществ получает компьютер с его способностью прорабатывать сотни миллионов ходов в секунду и тем слабее проявляется преимущество человеческого мозга, состоящее в способности к стратегическому планированию.
И все же гроссмейстеры считают, что шанс есть.
По словам Адамса, играть с 'Гидрой' будет действительно нелегко:
- Каспаров играет сильнее меня, а Hydra сильнее Deep Blue. Так что, если проиграю, для меня это не будет так тяжело.
Однако, добавил он, 'если только он не побьет меня по всем статьям, счета шесть-ноль не будет'.
Оптимистически смотрит на свои перспективы и Эльвест.
- Думаю, что можно будет свести все четыре партии вничью. Не верю, что проиграю все четыре партии.
Не унывает и Касимджанов.
- Разница между человеком и компьютером, играющим в шахматы, не так велика, как между бегущим человеком и автомобилем, - считает он.
Каковы бы ни были прогнозы на игру, заявил Касимджанов, соревноваться с компьютерами обязательно нужно:
- В спорте дело не в том, добился ли ты результата. Спорт - это развитие внутренних качеств человека.