Неумолимое приближение цен на нефть к отметке 60 долларов за баррель в последние семь лет - это результат ограничений поставок нефти на фоне быстрого увеличения мирового спроса, вызванного стабильным экономическим ростом в мире в последние годы.
Учитывая, что большинство членов Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) используют все свои мощности, а страны, не входящие в ОПЕК, особенно Россия, близки к этому, в последние полтора года возникло беспокойство по поводу нехватки свободных нефтяных мощностей, которые можно использовать в качестве буфера в случае срыва крупных поставок.
За последний год это беспокойство распространилось и на нефтеперерабатывающий сектор, поскольку рост спроса на нефтепродукты, включая бензин, дизель и топочный мазут, быстро поглотил излишки мощностей, которые раньше отбивали всякое желание инвестировать в новые НПЗ.
Аналитики энергетической отрасли считают, что рост цен на нефть вызван ускорившимся ростом мирового спроса, который в свою очередь в значительной степени обусловлен индустриализацией Китая и по-прежнему высоким потреблением в США, на которые приходится четверть мирового спроса. Это явление контрастирует с ростом цен, наблюдавшимся в начале 1970-х и 1980-х, который был вызван срывами крупных поставок.
'Мы переживаем шок спроса', - говорит Майк Ротман (Mike Rothman), глава отдела нефтяных исследований американской инвестиционной исследовательской группы International Strategy and Investment Group.
С 2000 рост мирового спроса удвоился по сравнению с 1990-ми.
Средняя цена базисного сорта нефти увеличилась в четыре раза с 1998 года - тогда она составляла 14 долларов. В этом году средняя цена нефти сорта 'West Texas Intermediate' (WTI) в среднем уже составила более 50 долларов за баррель, что почти на 10 долларов выше среднего показателя прошлого года.
Июльские фьючерсы на WTI в понедельник поставили номинальный рекорд - 59,23 долл. за баррель на Нью-йоркской бирже. Однако цены на оставшуюся часть года превысили 60 долл. - уровень, невиданный с тех пор, как цены начали спадать после пика, равного 80 долл. в сегодняшнем ценовом выражении, который был достигнут в 1980 г.
Понедельничный рост цен был вызван опасениями забастовки норвежских нефтяников, которая может затронуть до трети объемов добычи третьего в мире экспортера нефти. Пока повышение цен на спросе никак не сказалось.
Дебора Уайт (Deborah White), старший экономист по энергетике Societe Generale, сообщила, что рост спроса на бензин в Америке сейчас составляет в среднем около 3,3%, что в два раза выше февральских темпов. 'Пока что наблюдается приспосабливаемость потребителей к более высоким ценам', - добавила она.
По словам Ротмана, нынешнее поведение рынка указывает на убеждение, что единственным выходом является сокращение спроса, поскольку планируемое увеличение поставок вряд ли удовлетворит прогнозируемый рост.
В понедельник Индия стала еще одним крупным импортером нефти, попытавшимся сократить спрос, впервые с ноября позволив своим государственным нефтяным компаниям поднять розничные цены на бензин и дизель. Таким образом она попыталась поднять цены до уровня мировых цен на нефть и сократить потери от субсидий.
До этого огромные субсидии были урезаны Китаем, Индонезией, Таиландом и другими крупными азиатскими импортерами нефти. По словам Уайт, сейчас еще невозможно предсказать, замедлит ли это рост спроса в Азии.
На этой неделе Сенат США должен завершить дебаты по давно назревшему энергетическому законопроекту, который должен сократить зависимость США от импорта нефти. Документ, предусматривающий стимулы для развития альтернативных источников энергии и поощряющий энергосбережение, стал главным приоритетом для Белого дома и контролируемого республиканцами Конгресса - и те, и другие хотят показать избирателям, что принимают меры против роста цен на бензин.
'Главная причина роста цен на бензин - это то, что мировой спрос на нефть растет быстрее, чем предложение', - заявил на прошлой неделе Буш, призывая Конгресс принять закон.
На этой неделе сенаторы также проголосуют по нескольким предложениям, касающимся сокращения выбросов тепличных газов, связанных с потреблением органического топлива. В результате Конгресс может оказаться в конфликте с Бушем, который до сих пор сопротивлялся международному давлению, направленному на поддержку обязательных ограничений выбросов.