Сегодня я отправляюсь в Брюссель, чтобы вместе с представителями более 80 правительств и институтов громко и однозначно выразить поддержку политическим переменам в Ираке.
Год назад в Резолюции N 1546 Совет Безопасности ООН установил график, которому Ирак должен был следовать при помощи ООН и международного сообщества. Конференция в Брюсселе - это возможность вновь заверить народ Ирака в том, что международное сообщество поддерживает его отважные усилия по восстановлению страны и что мы видим, какой значительный прогресс был достигнут, несмотря на серьезнейшие препятствия.
Выборы были проведены в январе, как и запланировано. Три месяца спустя Временное национальное собрание утвердило временное правительство. Доминирующие партии начали всесторонние переговоры, главной темой которых были контакты с арабами-суннитами. Большое количество суннитских групп и партий сейчас стараются добиться того, чтобы их голоса были полностью услышаны в процессе разработки новой конституции и чтобы они приняли полноценное участие в референдуме по ее одобрению и в выборах, назначенных на декабрь.
Более того, только на прошлой неделе было достигнуто соглашение о расширении состава комитета по разработке конституции, чтобы обеспечить полноценное участие суннитской общины. Это соглашение, достижению которого содействовала ООН, должно подтолкнуть всех иракцев к тому, чтобы завершить работу над конституцией к назначенному сроку - 15 августа.
Разумеется, в этом процессе неизбежны нервирующие задержки и тяжелые неудачи. Но давайте не будем упускать из виду тот факт, что сегодня во всем Ираке иракцы обсуждают практически каждый аспект своей будущей политической жизни.
ООН слышит громкие призывы от широкого круга иракцев о помощи в сохранении импульса, как мы это сделали на январских выборах. Они ищут нашей поддержки в разработке конституции, в подготовке к октябрьскому референдуму и декабрьским выборам и в координировании донорской помощи политическим реформам, а так же в восстановлении и развитии.
Наш ответ был быстр и решителен. Мы создали в Багдаде механизм для координации деятельности доноров, создали подразделение конституционной поддержки и установили активное сотрудничество с конституционным комитетом Собрания. Сегодня более 800 сотрудников ООН, как местных, так и иностранных, включая сотрудников служб безопасности, служат в миссии ООН по оказанию помощи Ираку.
В наш век информационного голода видимость часто принимают за доказательство успеха. Но это не всегда справедливо для Ирака. Даже если, как это было с соглашением на прошлой неделе, результаты наших усилий легко может увидеть каждый, сами усилия должны предприниматься молча и вдали от камер.
Окажется ли помощь ООН эффективной, во многом будет зависеть от иракцев. Только они могут написать всеобъемлющую и справедливую конституцию. ООН не может и не будет разрабатывать ее за них. Да это и не нужно, ведь иракцы более чем способны сделать это сами. Они с радостью выслушают советы, но сами решат, каким из них следовать.
Основополагающие соглашения между разнообразными общинами Ирака важны так же, как и конкретные конституционные положения. Мой специальный представитель Ашраф Кази (Ashraf Qazi) стремится поощрять и облегчать щекотливую задачу политического охвата всех иракских общин с тем, чтобы добиться действительно всеобъемлющих перемен. Его работа также должна проводиться вдали от пристального внимания СМИ, поскольку он стремится добиться доверия в различных избирательных округах, которые станут ключом к успешным реформам, намеченным в Резолюции Совета Безопасности ООН N 1546.
Разумеется, есть и те, кто хочет усилить напряженность между общинами и помешать становлению демократического, плюралистического, стабильного Ирака. Они стремятся использовать серьезные трудности, с которыми сталкиваются простые люди, и эксплуатировать гнев и обиду народа для пропаганды ненависти и насилия. Результаты их усилий можно видеть на улицах Ирака каждый день.
Я не верю, что в этой ситуации меры безопасности сами по себе могут стать достаточным ответом. Чтобы эти меры были успешными, они должны быть частью всеобъемлющей и всесторонней стратегии, охватывающей политические реформы, развитие, права человека и создание институтов, чтобы все общины Ирака поняли, что в новом Ираке они будут победителями. Эти усилия необходимо подкрепить шагами в отношении горького прошлого Ирака - прошлого, которое по-прежнему требует мести и, если не уделить этому внимания, способно отравить жизнь будущих поколений. Это сложно для любого переходного общества, не говоря уже о таком опасном, какими сегодня являются некоторые районы Ирака.
Чтобы содействовать переменам, ООН работает как внутри страны, так и за ее пределами, способствуя координации доноров, наращиванию потенциала иракских министерств и общественных организаций, предоставлению основных услуг. Восстановление школ, водоочистных сооружений и заводов по переработке отходов, электростанций и ЛЭП, выдача продуктов детям, обезвреживание мин, помощь сотням тысяч возвращающихся беженцев и временно перемещенных лиц - вся эта деятельность каждый день осуществляется в Ираке под руководством ООН.
Народ Ирака по-прежнему переживает период болезненных и сложных перемен, и впереди у него по-прежнему долгая и суровая дорога. ООН считает привилегией возможность идти по ней вместе и полна решимости так и поступить. Делая это, мы служим не только народу Ирака, но и народам всех стран.