Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новый рынок

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Подобно большинству крупных западных компаний, британская фирма 'Dixons Group', специализирующаяся на розничной торговле бытовой электроникой, в последние годы внимательно следила за бумом на российском потребительском рынке, мучительно размышляя, когда и каким образом на него выйти. В апреле фирма наконец 'совершила прыжок', объявив о приобретении за 1,9 миллиарда долларов 'Эльдорадо' - ведущей российской компании на рынке розничной торговли бытовой электроникой и электроприборами, имеющей более 600 магазинов

Несмотря на страх перед вмешательством государства, западные компании лихорадочно скупают российские фирмы

Подобно большинству крупных западных компаний, британская фирма 'Dixons Group', специализирующаяся на розничной торговле бытовой электроникой, в последние годы внимательно следила за бумом на российском потребительском рынке, мучительно размышляя, когда и каким образом на него выйти.

В апреле фирма наконец 'совершила прыжок', объявив о приобретении за 1,9 миллиарда долларов 'Эльдорадо' - ведущей российской компании на рынке розничной торговли бытовой электроникой и электроприборами, имеющей более 600 магазинов. Тем не менее, 'Dixons' по-прежнему проявляет нервозность относительно инвестиционного климата в стране, и проблемы, возникшие недавно у ряда известных западных фирм, в том числе 'BP', отнюдь не помогают развеять это беспокойство. Поэтому компания договорилось о том, что начнет расплачиваться за 'Эльдорадо' не раньше, чем через два года. По сути, 'Dixons' установила для самой себя 'испытательный срок', в ходе которого она сможет окончательно решить, следует ли ей работать на российском рынке. 'Мы ничем не рискуем', - заявил представитель 'Dixons' по связям с общественностью Хэмиш Томпсон (Hamish Thompson).

Мало кто из бизнесменов согласится, что операции в России не связаны с риском, и 'опасливый авантюризмом', который проявляет 'Dixons', выходя на российский рынок, весьма характерен для отношения западных инвесторов к инвестиционному климату в этой стране. Российская экономика мчится вперед во весь опор, подстегиваемая высокими ценами на главный экспортный товар страны - нефть. В последние два года темпы экономического роста в стране достигали 7%, а в этом году он должен составить около 5,5% - это в три с лишним раза выше среднего показателя для стран зоны евро.

Многие россияне по-прежнему не могут свести концы с концами и живут в нищенских бытовых условиях, но в целом средний доход на семью растет, и люди, особенно в крупных городах вроде Москвы и Санкт-Петербурга, стремятся ни в чем себе не отказывать. Покупательский бум уже вызвал волну корпоративных слияний в таких разных секторах как банковское дело, пивоваренная и кондитерская промышленность. 'Dixons' - не единственная компания, заключающая в России масштабные сделки: крупная бельгийская пивоваренная фирма 'InBev' завершает приобретение за 730 миллионов долларов российского пивоваренного гиганта 'Sun Interbrew', а 'Coca Cola' недавно решила купить 'Мультон' - вторую по величине российскую компанию по производству соков (сделка оценивается в 600 миллионов долларов). По данным аналитической фирмы 'Thomson Financial', общая сумма сделок по слиянию и приобретению российских компаний (за пределами топливно-энергетического сектора) с 2003 по 2004 г. увеличилась с 4,8 до 8 миллиардов долларов. Тем не менее, несмотря на то, что иностранные компании лихорадочно скупают российские фирмы, в глубине души их руководство постоянно задается вопросом: насколько велик риск, и оправдан ли он вообще?

С момента прихода к власти президента Владимира Путина российская экономика стремительно возрождается после дефолта 1998 г., который поставил ее на грань коллапса. Однако частным компаниям, наряду с бюрократизмом и коррупцией, приходится сталкиваться и с государственным вмешательством в экономику, прежде всего в форме абсолютно непредсказуемых зигзагов в политике по обеспечению налоговой дисциплины. Больше всего досталось 'ЮКОСу' - сегодня эта компания, некогда одна из крупнейших нефтяных фирм страны, задыхается под бременем предъявленных ей налоговых недоимок на многие миллиарды долларов: как утверждают ее прежние владельцы, это стало элементом кампании, которую развязал против них Кремль. В мае московский суд приговорил бывшего главу и основного акционера 'ЮКОСа' Михаила Ходорковского к 9 годам тюрьмы за мошенничество и уклонение от налогов.

Иностранные фирмы также не застрахованы от подобных действий государства. Недавно российские налоговые органы предъявили компании 'ТНК-ВР' - совместному предприятию, созданному 'BP' в России - требование об уплате налоговых недоимок за 2001 г. в размере миллиарда долларов. Этот шаг вызвал ужас в лондонской штаб-квартире 'BP' и вынудил ее главу Джона Брауна (John Browne) лично отправиться в Москву в мае этого года, чтобы встретиться с Путиным. Российский лидер заверил Брауна в том, что 'мы не ошиблись, поддержав ваше решение два года назад', и похвалил компанию за 'гражданскую ответственность'. Японская табачная компания 'JTI', изготавливающая сигареты 'Winston' и 'Camel' на ультрасовременной фабрике стоимостью в 400 миллионов долларов, которую она построила в Санкт-Петербурге, в настоящее время судится с властями из-за налоговых недоимок за 2000 г. на сумму более 80 миллионов долларов: этот случай уже вызвал нарекания со стороны японского правительства.

Налоги - не единственное оружие государства. В этом году власти не разрешили немецкому электротехническому концерну 'Siemens' приобрести контрольный пакет акций российской компании, производящей некоторые виды оборудования для оборонных нужд. 'Siemens' был готов выплатить от 200 до 300 миллионов долларов за 73% акций фирмы 'Силовые машины', но сделку заблокировала российская антимонопольная служба - как сообщалось, по соображениям национальной безопасности. В июне владельцы 'Силовых машин' заявили, что теперь они ведут переговоры о продаже контрольного пакета акций государству. 'Успех автоматически превращает вас в потенциальный объект преследований, - утверждает Михаил Кожокин, вице-президент крупной российской консалтинговой и пиаровской фирмы 'КРОС'. - Стоит вашей фирме добиться успеха, и вам приходится тратить 70% времени не на расширение бизнеса, а на его защиту'.

Осуществляя инвестиции в России, западные компании не закрывают глаза на реальную обстановку. 'Политика нас заботит', - отмечает Грант Уинтертон (Grant Winterton) региональный менеджер 'Coca Cola' по России, Украине и Беларуси. Эта гигантская корпорация по производству прохладительных напитков не понаслышке знает о существующих здесь рисках. В 1990х гг. 'Coca Cola' вложила 800 миллионов долларов в строительство 11 заводов в России и создание разветвленной сбытовой сети. В 1998 г. по ее деятельности был нанесен сильный удар: в России разразился долговой кризис, а национальная валюта резко обесценилась. Однако со временем операции 'Coca Cola' в России, по словам Уинтертона, снова начали приносить прибыль, и сегодня она контролирует половину рынка газированных прохладительных напитков в стране (его объем оценивается в 1,9 миллиарда долларов). Поэтому, подытоживает он свой рассказ, 'благоприятные возможности здесь намного перевешивают риск'.

Откуда исходит основная опасность? Кристофер Уифер (Christopher Weafer), главный стратег московского 'Альфа-банка', советует проявлять осторожность, действуя в топливно-энергетическом секторе и других отраслях, которые Кремль может расценить как стратегически важные. Из-за отсутствия правового механизма защиты прав собственности инвестиции в этих отраслях подвергаются особому риску. 'Путину необходимо выполнить свое обещание и покончить с действиями, вызывающими беспокойство, способствующими 'бегству капиталов' и препятствующими инвестициям', - отмечает Уифер. По данным российского Центробанка за прошлый год отток капитала из России возрос в четыре раза и достиг 9,4 миллиардов долларов.

Тем не менее, по крайней мере на сегодняшний день, западные компании по-прежнему жаждут приобрести российские предприятия, и в этом нет ничего удивительного. Многих привлекают потрясающие успехи таких компаний как 'Эльдорадо', которую десять лет назад создали братья Игорь и Олег Яковлевы. По словам представителей фирмы, только за прошлый год ее оборот увеличился на 83% и достиг 2,5 миллиардов долларов. Когда речь идет о таких цифрах, риск, связанный с операциями в России, пожалуй, действительно выглядит оправданным.