Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Между тундрой и Лондоном

Между тундрой и Лондоном picture
Между тундрой и Лондоном picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На Чукотке зимой термометр показывает до минус 50 градусов. Ледяной ветер достигает скорости 20 м/с, а снег начинает таять только в июне. Коренных чукчей живет здесь не более пяти тысяч. Настоящий хозяин этого негостеприимного края - Роман Абрамович. В 1990-х годах он получил в свои руки крупную часть сибирских нефтепромыслов, что сделало его одним из самых богатых россиян, а, приехав пять лет назад на Чукотку, он без труда получил на выборах более 90 процентов голосов

Ходорковский отправился в лагерь, Березовский и Гусинский - в изгнании. Но есть в России миллиардер, которого Путин уговаривает взять власть в свои руки даже вопреки его воле.

На Чукотке зимой термометр показывает до минус 50 градусов. Ледяной ветер достигает скорости 20 м/с, а снег начинает таять только в июне. Коренных чукчей живет здесь не более пяти тысяч. Настоящий хозяин этого негостеприимного края - Роман Абрамович. В 1990-х годах он получил в свои руки крупную часть сибирских нефтепромыслов, что сделало его одним из самых богатых россиян, а, приехав пять лет назад на Чукотку, он без труда получил на выборах более 90 процентов голосов. Вступив в должность, он привел в окружные власти главным образом менеджеров 'Сибнефти', компании, основным владельцем которой он является. Вместе со своей командой он выполнил предвыборные обещания и вскоре выехал в Лондон - спасать английский футбол.

Приобретенный в 2003 г. за 230 млн долларов клуб 'Челси' стал любимой игрушкой Абрамовича, но это было только начало его расходов в Англии. Еще 48 млн долларов он потратил на особняк в Лондоне, и 20 млн долларов - на имение в Западном Сассексе. Не говоря о 200 миллионах, потраченных на трансферты игроков. Он стал любимцем лондонского society, а английская желтая пресса отслеживает каждое появление 'вундеркинда' на публике, особенно, когда рядом с ним красавица-жена Ирина.

Абрамович в Лондоне чувствует себя отлично. До того ему там хорошо, что в России многие его обвиняют в отсутствии патриотизма. Впрочем, некоторые подозревают, что охотнее всего он бы вообще остался в Англии, разумеется, продав перед этим 'Сибнефть' и другие фирмы в России, суммарная стоимость которых оценивается в 20 миллиардов долларов. Но президент Путин решил напомнить Абрамовичу, что нужно нести ответственность за тех, кем 'правишь'. Кроме того, как говорят хорошо информированные источники, президент столько доверил Абрамовичу, что не намерен спускать с него глаз.

После хлопот, которые устроил Кремлю непослушный и амбициозный Михаил Ходорковский, Путин решил крепче привязать к себе олигархов. Ранее он уже выгнал из России слишком политически активных Бориса Березовского и Владимира Гусинского. Остальные быстро притихли, а, если у кого-то оставались сомнения, то их развеял приговор шефу 'Юкоса'. Такие магнаты, как Олег Дерипаска, Петр Авен или Михаил Фридман, не смеют сегодня и шагу ступить без согласия президента. Так же и Абрамович. Правда, он пытался заступиться за Ходорковского, но это оказалось труднее, чем правление Чукоткой.

В декабре заканчивается первый губернаторский срок Абрамовича. Непохоже, что он сам испытывает восхищение по поводу нахождения на посту руководителя этого региона на краю света. Спонсировать бедную провинцию - дело дорогое, появляется множество проблем, а благодарности никакой, только Счетная Палата цепляется. И государство не особо его хвалит. Только в конце мая полномочный представитель президента на Дальнем Востоке Константин Пуликовский лаконично заявил: 'У меня нет причин не предложить кандидатуру Романа Абрамовича на следующий срок'.

В Анадыре никто не сможет сказать, когда Абрамович был там в последний раз. Людям важнее нечто иное - за пять лет они научились гордиться столицей Чукотки, которая наконец начала быть похожей на город. Турецкие строители, привезенные сюда Абрамовичем, поставили дом культуры, дворец зимних видов спорта, налоговую инспекцию и чукотскую счетную палату. А старые многоэтажки утеплили и покрасили. На двух перекрестках уже есть светофоры.

Центральная улица города - это визитная карточка правления Абрамовича: супермаркет, кинотеатр, клуб развлечений, трехзвездочный отель и два итальянских ресторана - все с поистине московским размахом, только цены повыше. Даже на маленьких магазинах видны наклейки 'Visa' и 'MasterCard'. В Москве шутят, что Абрамович дал чукчам кредитные карты, на которые не купить водки, так что люди достают ее, меняясь продуктами и рыбой.

Когда на одном из местных интернет-порталов был задан вопрос: 'Кто такой Абрамович?', ответы были следующими: губернатор - 28%, бог - 21%, хороший человек - 17%, спонсор - 16%. Конечно, у местных нет иллюзий относительно того, что их добродетель - настоящая акула российского бизнеса, 'немало отмыл денег', но они все равно хотят, чтобы он остался у них подольше. - Ему уже надоела Чукотка и 'Сибнефть' - считает давний знакомый Абрамовича, председатель анадырского фан-клуба 'Челси' Роман Баданов. - Охотнее всего он бы продал свои акции 'Газпрому' за 6-7 миллиардов долларов.

Только вот нет у 'Газпрома' свободных средств, зато есть многочисленные долги - объясняет в интервью для 'Ньюсуика' высокопоставленный госчиновник. - Тут не так, что если станешь губернатором, то мы у тебя купим 'Сибнефть', говорит он. Просто Путин не хочет выпускать Абрамовича, потому что тот много знает. В конце концов, его звезда взошла уже в середине 1997 года, когда о Путине никто еще не слышал. И до сих пор Абрамович - один из наиболее информированных людей России, хотя в политику не лезет.

На анадырской улице Ленина, напротив дома культуры, есть сквер со скамейками, на которых любят посидеть молодые мамы. В мае там был открыт Музей Чукотки. Для местных это 'музей Абрамовича' - ведь это была его идея и его деньги.

На втором этаже установлены плазменные экраны для симуляции езды упряжкой оленей, а на четвертом выставлено все, что связано с жизнью в тундре - чум, лодка, сани и другие предметы. - Может, Абрамович и вор, - говорит директор музея Ольга Расторгуева, но он поделился со всеми нами, в том числе, с коренными жителями. При прежнем губернаторе они от бедности съели почти все поголовье оленей. А теперь иначе.

Среди экспонатов - уникальная модель самолета, на котором шаман летал над головами чукчей, пугая их большевиками. Есть и нож ручной работы, т.н. клык. Интереснее всего то, что на нем изображено: тут сани, там лодка, а какой-то небритый мужчина прилетает на вертолете и здоровается с чукчами. Ни дать, ни взять - Роман Аркадьевич. Есть и кожаные мячи, в которые давным-давно играли чукчи и эскимосы, а это значит, что футбол им был известен гораздо раньше, чем англичанам с 'Челси'.

Чиновники окружной администрации в музей вряд ли ходят. Впрочем, большинство из них только залетает на Чукотку. Нет заместителя Абрамовича Михаила Соболева, о котором говорят как о будущем губернаторе. В администрации только руководители отделов промышленности и экологии. Они убеждают, что Чукотка богаче, чем всем кажется. Здесь нашли золото, продолжаются поиски нефти под морским дном.

Руководитель промышленного отдела Владимир Вильдяйкин отрицает утверждения о том, что дотации, получаемые Чукоткой, равны ее вкладу в бюджет. По его подсчетам Чукотка отдает больше. - А еще у нас есть олово! - кричит он. Однако, внезапный вопрос - а, может, эти дотации равны налогам, которые платит Абрамович? - сбивает нить рассуждения. - Ну да, так оно и есть, - признается Вильдяйкин.

Абрамович должен остаться - убеждают жители Анадыря. В конце концов, у нас есть президент Путин, так что есть надежда, что он уговорит нашего благодетеля не уезжать. По доброму или как в том анекдоте: 'Приходит Абрамович к Путину и говорит: надоело мне, ухожу. А президент ему: куда же, Роман Аркадьевич? Посидите перед дорожкой'.