Фигаро: - Какие уроки Вы для себя извлекли из европейского кризиса и жалкого провала саммита ЕС, на котором обсуждался бюджет Союза? Не кажется ли Вам, что Вы несколько переоценили потенциал ЕС?
Виктор Ющенко: - Журналисты иногда слишком эмоционально описывают нынешнюю ситуацию в ЕС. Я убежден, что со временем все успокоится и европейский проект обретет новое дыхание, после небольшой передышки, которая необходима простым европейцам. В том, что касается всего остального, я глубоко убежден в том, что Европа не ограничивается Европейским союзом. У Украины сейчас амбициозные планы на будущее, и я не собираюсь лишний раз доказывать вам, что украинцы - тоже европейцы. Географически Украина находится в самом центре Европы. Наша история - это еще одно свидетельство тому, что Украина всегда была европейской страной. Ни у кого нет такого права - произвольно исключать из европейского пространства ту или иную страну.
- Что Вы думаете о все возрастающей роли Восточной Европы в европейской политике?
- Я уверен, что с годами роль новых стран-членов ЕС из Восточной Европы в определении общеевропейской политики будет неуклонно расти. Они уже принимают активное участие в ее осуществлении. Без этих стран многое было бы по-другому. . .
- Вы имеете в виду основополагающую роль Польши и Литвы в поддержке ЕС 'оранжевой революции'?
- Да, например. Во время этого кризиса адекватная и смелая реакция Европы была беспрецедентным примером того, что может сделать Союз в таких ситуациях. должен признаться, что мы этого совсем не ожидали. Мы думали, что ЕС и ОБСЕ будут действовать по привычке, т.е. очень вяло, стараясь не рисковать. То, что произошло, это во многом результат влияния новых стран-членов.
- Во Франции к этим странам относятся недоверчиво. Их обвиняют в том, что они хотят от ЕС только денег и ведут свою собственную игру во внешней политике, тесно сотрудничая с США и другими структурами, которые американцы поддерживают в этом регионе, например, ГУУАМ*.
- Пока в Европейском союзе не будет единства, пока будут проводить границу между старой Европой, новой, ее соседями и т.п., будут существовать разные альтернативные проекты. Нам нужно строить общий дом, с единой политикой во всех сферах, в том числе, в области обороны. Когда-нибудь у Европы будет своя армия и своя военная доктрина. Но сегодня, пока разные страны еще находятся на разных стадиях интеграции, нужно поощрять развитие параллельных структур, ведь их деятельность тоже некоторым образом способствует подготовке к вступлению наших стран в ЕС. Деятельность ГУУАМ не направлена против ЕС. Никто нам не диктует, как поступать. Но когда у наших границ вот уже 14 лет тлеет конфликт, как, например, в Приднестровье, совершенно нормально, что мы совместно занимаемся поиском выхода из этого кризиса. То, что мы сотрудничаем в рамках ГУУАМ, совершенно не противоречит единой Европе. ГУУАМ может, например, заниматься диверсификацией транзита энергоносителей, в чем же вы видите здесь проблему?
- Видите ли Вы Россию под крышей общего европейского дома?
- Я считаю, что Россия, в конце концов, присоединится к единой Европе. Около 55% мировой торговли осуществляется в рамках общего европейского рынка. Это огромные цифры. России осталось перейти на те же правила, на тот же политический язык. Этого можно достигнуть путем диалога. Не нужно считать Россию врагом.
* ГУУАМ: региональное объединение, в которое входят Грузия, Украина, Узбекистан (уже вышел - прим. перев.), Азербайджан и Молдавия, создававшееся в противовес России и СНГ