Стремительно растущий спрос и ненадежность поставок поднимают цены до 60 долларов за баррель, и в этот раз ОПЕК может оказаться бессильной.
Вчера, когда цена барреля сырой нефти грозила впервые преодолеть барьер в 60 долларов, участники торгов задавались вопросом 'когда?', а не 'а вдруг?'.
Пришедшее ночью сообщение, что нефтяное месторождение Фортис (Forties) в Северном море закрыто по техническим причинам, подстегнуло и без того нервный рынок, который за одну прошедшую неделю вырос на 11%, и тот поставил новый рекорд - 59,55 долларов за US Light. Хотя British Petroleum, которая эксплуатирует трубопровод этого месторождения, заявила, что проблемы будут устранены к сегодняшнему дню, торговцы нервно реагируют на любой сбой поставок перед лицом стабильного мирового спроса и несмотря на обещания ОПЕК увеличить объемы добычи.
'Рынок подошел к 60-долларовой отметке так близко, что почти обязан коснуться ее, - считают аналитики консалтинговой компании Refco. - По сути цены кажутся слишком высокими, но необходимо понимать, что даже незначительное затруднение с поставками или намек на него поднимет их еще выше'.
Вчера цены на фьючерсы на US Light второй день колебались в районе 59,25-59,50 долларов, т.е. чуть ниже абсолютного рекорда, поставленного в понедельник. В Лондоне цена North Sea Brent немного превысила отметку в 58 долларов за баррель.
Президент ОПЕК на этой неделе объявил, что в пятницу начнет консультации с остальными министрами стран-членов нефтяного картеля о добыче дополнительно 500 тыс. баррелей нефти OPEC в день, если цены сохранятся на высоком уровне. 'Если цены продолжат расти, как сейчас, к концу недели: я начну консультации с коллегами о добыче 500 тыс. баррелей в день', - сказал глава организации, министр энергетики Кувейта шейх Ахмад аль-Фахд ас-Сабах.
Однако это обещание почти никак не повлияло на рынки, поскольку аналитики по-прежнему сомневаются в возможности ОПЕК увеличить поставки. Кроме того, торговцы обеспокоены недостатком перерабатывающих мощностей в США, где новые объекты не строились уже более 30 лет, похищением работников в Нигерии и влиянием обвинительного приговора российскому магнату Михаилу Ходорковскому на объемы добычи его компании, 'ЮКОСа', в долгосрочной перспективе.
Аналитики сейчас открыто обсуждают перспективу того, что цены на нефть так и останутся высокими. В начале 2003, когда повышение только началось, говорили, что тенденция сменится обратной, как только ослабеет спрос и появятся новые предложения. Но графики показывают однозначную тенденцию: каждый пик оказывается выше предыдущего.
Впрочем, в том, что касается влияния на мировую экономику, есть несколько причин для оптимизма.
Во-первых, цена на нефть в реальном выражении с поправкой на инфляцию сейчас ниже, чем на момент начала ирано-иракской войны в 1980. Во-вторых, деиндустриализация и расширение сектора услуг сделали экономики западных стран менее зависимыми от нефтепродуктов, чем во время потрясений 1970х, которые привели к глубоким мировым спадам. Количество нефти, используемое на единицу продукции, с тех пор сократилось более чем в два раза.
Как ни парадоксально, последняя причина, по которой влияние высоких цен на нефть сегодня может быть ниже, чем в прошлом, заключается в том, что львиную долю цены, которую платят автомобилисты на заправках, по крайней мере, в Европе, составляют налоги. Так что цена сырой нефти должна вырасти очень серьезно, чтобы водители действительно ощутили это на себе.
Это, конечно, не означает, что нынешние цены не окажут вообще никакого влияния. Рэй Холлоуэй (Ray Holloway) из Ассоциации торговцев нефтью, считает, что нынешняя проблема в такой же степени связана с нехваткой перерабатывающих мощностей в США, как и с недавним ростом цен на сырую нефть. В любом случае, бензин должен поставить новые рекорды на британских заправках. 'Неэтилированный [бензин] сейчас в среднем стоит 85,9 пенсов за литр, но скоро побьет рекорд апреля - 86,36, тогда как дизель стоит 90 пенсов, но через несколько дней побьет рекорд, превысив 90,75', - считает он.
По оценке Холлоуэя, цены на оба вида топлива вырастут на два пенса за литр, а в июле могут подняться еще выше, поскольку после национального американского праздника 4 июля в США начнется автомобильный сезон. Просто американский рынок - самый большой в мире и потребляет нефть и топливо со всего мира, в т.ч. из Великобритании. Холлоуэй предсказывает падение цен на бензин в сентябре, когда американцы вернутся на работу после отпусков, но предупреждает, что цена дизельного топлива, которое также используется в системах центрального отопления в зимний период, может продолжить расти на протяжении всей осени.
Аналитик компании Charles Stanley Стюарт Томсон (Stuart Thomson) говорит, что обеспокоен ситуацией с мировыми поставками нефти в этом году.
'Ожидается, что в результате дела 'ЮКОСа' добыча в России сократится на 20%. Растет обеспокоенность политической ситуацией в Нигерии. Несомненно, ОПЕК увеличит квоты, но поскольку в большинстве стран задействованы все мощности, а на создание дополнительных мощностей в Саудовской Аравии потребуется много времени, превышение спроса над предложением на рынке, вероятно, сохранится в течение значительного периода. Учитывая эти проблемы с поставками, 60 долларов за баррель - наиболее вероятная цена в краткосрочной перспективе'.
Джулиан Ли (Julian Lee), аналитик Центра мировых энергетических исследований, считает, что проблемы с поставками означают, что единственное, что приведет к понижению цен на нефть, - это сокращение спроса, который в прошлом году рос самыми быстрыми на настоящий момент темпами, что было вызвано уверенным экономическим ростом во всем мире, особенно в США и Китае. 'Их [цены] толкает именно спрос, а потому влияние на мировую экономику сказывается медленнее, чем в прошлом. Экономический рост такой уверенный, что даже несмотря на замедление остается положительным'.
Грэм Тернер (Graham Turner) из консалтинговой компании GFC Economics, указывает, что в этом году ни в Китае, ни в США не было видно значительных признаков замедления роста. Китайцы, по его словам, особенно проницательны, т.к. стремятся аккумулировать запасы нефти в периоды понижения цен.
'Ни одна из причин, вызывавших беспокойство в прошлом году, не исчезла. Сохраняется напряженность поставок, а две крупнейшие экономики растут очень быстро. Это означает, что нас ждут проблемы с ценами на нефть. Судя по развитию ситуации, цена сырой нефти может достичь 65-70 долларов за баррель'.
Ранее аналитики Goldman Sachs предсказывали, что цены на нефть могут превысить 100 долларов за баррель, если проблемы с поставками и стабильный спрос сохранятся.
Это возможно, но в нефтяном бизнесе есть старая поговорка: высокие цены в конце концов падают.